|
На Пор-Бажыне пересменок. 29 июня объявлен парково-хозяйственным днем: уборка, инвентаризация имущества, «старенькие» пакуют рюкзаки, для «новеньких» готовятся спальные места и симпатичная пор-бажынская форма по размеру. Костер, песни, смех и слезы. Уезжать не хочется, но надо. Поджимает новая смена.
30 июня заезд новых студотрядовцев. В их числе впервые студенты из Казани. Пытливые. Им все интересно. «А посчитайте на тувинском до 10», - просят новенькие. – «А как это петь горлом? А мы услышим?» - «Услышите-услышите,» - грустно отвечают уезжающие. И как герой популярного мультфильма повторяют: «Мы еще вернемся».
У Тувы появился культурный манок «Пор-Бажын», посредством которого республика в центре Азии, наконец, обретает общероссийскую известность, не как фигурант криминальных сводок, а как родина древних цивилизаций, как земля, богатая уникальными памятниками истории. Одних древних городищ в Туве, как подчеркивает д.и.н. Монгуш Маннай-оол, не одно-два-пять, а целых восемнадцать! Первый сезон экспедиции на крепость в Тере-Хольском районе Тувы лишь приоткрыл тайну появления на острове целого дворцового комплекса.
Пор-Бажын – летняя резиденция кагана?
Пор-Бажын (Глиняный дом) на озере Тере-Холь в Туве мог быть летней резиденцией уйгурского кагана, предполагает д.и.н, руководитель одноименной археологической экспедиции Виктор Соловьев (Елец). Об этом ученый сообщил 29 июня в ходе видеомоста, связавшего главу Попечительского совета проекта "Пор-Бажын", министра МЧС России Сергея Шойгу с археологическим лагерем в Туве. Как сообщает археолог, вскрыто уже 0,5 га площади. Общая архитектура сооружения повторяет рисунок городища Кара-Балгасун (Монголия).
Сделаны интересные находки. В частности, крупная маска дракона, значительные куски росписи с внятным орнаментальным мотивом, а главное керамические сосуды. Как подчеркивает ученый, до это времени, было обнаружено немного бытовых предметов. Сосуды же позволят точнее датировать постройку, определить культурную принадлежность объекта. Пока же называются VIII-IX века.
Откуда кирпичи?
О многочисленных перекличках с китайской архитектурой и отсутствии до настоящего времени следов какой-либо связи с культурой Средней Азии сообщил архитектор Рустам Вафеев (Санкт-Петербург). «Конструкция балочная, крыша черепичная, кирпичи обожженные, кладка бесшовная, есть центральный зал, возможно тронный» - отчитывается архитектор. Р.Вафеев считает необходимым съездить в Шагонар, на городище, где проводил раскопки Леонид Кызласов: «Сопоставление объектов даст понимание и по Пор-Бажыну».
Где производился обжиг использованных в строительстве кирпичей, пока неясно. Однако, найденная черепица с остеклованным браком, позволяет сделать вывод, что он производился недалеко, предполагает научный руководитель проекта Ирина Аржанцева. По ее информации, гидрологи постепенно приближаются к разгадке тайны появления острова. Завершены геофизические работы на острове и акватории, по их итогам будет составлена единая карта аномалий. Обнаружен затопленный водой ров. Правда, единого мнения о его происхождении нет. Гидрологи продолжат изучение всего озера на предмет сезонных колебаний и состава воды. В июле к работам подключатся почвоведы и геоморфологи.
У директора фонда «Пор-Бажын» Марины Игнатовой своя версия производства стройматериалов: «Вовсе необязательно, что там использовались печи для обжига. В этих местах достаточно солнца. Бетон мог вызревать под солнцем. На ствол дерева наматывалась ткань, пропитанная раствором. Это выставлялось на солнце. Надо было только переворачивать. И через 40 дней стройматериалы готовы».
Привет от сумона «Пор-Бажын»
Гипотезу, что археологический лагерь вскоре станет одним из сумонов Тере-Хольского района, который вполне может заменить в роли административного центра Кунгуртуг, высказал руководитель тувинского студотряда Андрей Ашак-оол: «Здесь есть все, что необходимо административному центру – техника, грамотные специалисты, материальная база». Для кунгуртугцев такая концентрация по соседству высококлассных специалистов – большое подспорье. Бригада врачей лагеря во главе с Альбертом Донгаком, например, успела объехать чабанские стоянки, сделать две операции и даже принять роды. В лагере есть все и для приема самых высоких гостей – для этого оборудуется специальная ВИП-зона. Пока дополнительными туруслугами пользуются рядовые обитатели лагеря. В числе предложений – конная прогулка. Она больше всего востребована женской половиной экспедиции.
Пор-бажынский дракончик
Эмблему проекта «Пор-Бажын» - свернувшуюся в клубочек пантеру – вскоре сменит другой символ. На то, что пантера-бляха имеет отношение к другой достопримечательности Тувы – скифскому кургану «Аржаан-1» из Долины Царей в Пий-Хемском районе Тувы, обратил внимание дирекции фонда Андрей Ашак-оол. Он же предложил объявить конкурс на новую символику проекта. Идею поддержал глава Попечительского совета Сергей Шойгу. В числе главных претендентов на новый символ Пор-Бажына – дракончик-
оберег, найденный в первом сезоне раскопок. С ушами и пятачком, как у поросенка. Он пришелся по душе абсолютному большинству участников экспедиции. Местные жители считают знаковым, что находка сделана в «родственный» Год Свиньи. Конкурс на новую эмблему продолжится до середины июля. Ограничения по времени связаны с тем, что в середине лета планируется сделать заказ на сувенирную продукцию с символикой городища – от ручек до футболок.
|
|