Пятница, 19 апреля 2024 г. 10:41 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » "Хакасы в городе вообще перестали разговаривать, дабы не оскорблять окружающих знанием родного языка"
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Апрель 2006    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

"Хакасы в городе вообще перестали разговаривать, дабы не оскорблять окружающих знанием родного языка"

Интервью с Василием Чаптыковым – бизнесменом и политиком новой волны. Инженер –электронщик по образованию, потомственный представитель хакасской интеллигенции сегодня возглавляет исполком Съезда хакасского народа Чон-Чобi (Совет народа) и находится под пристальным вниманием многочисленных органов за свою общественную деятельность по отстаиванию права хакасского народа на сохранение своего языка, культуры и собственной территории. - Хакасия готовится к юбилейным торжествам, что собираетесь праздновать?

- Мы - хакасы, не знаем, что собираются праздновать. Видимо празднуют 300-летие становления Абаканского острога и захвата данной территории, судя по тому, как выделяются деньги. Хакасам денег не дали. Хакасы не участвовали в их распределении, хакасов даже не спрашивали.

- Насколько образование в республике ориентировано на поддержку хакасского компонента?

- Национальная гимназия - одна. Национальные школы в деревнях есть, раньше хакасский язык был обязательным для изучения до 10 класса.

- А теперь?

- Замминистра образования республики Балахчина выступила в прошлом году на сессии Верховного Совета с предложением, что «дети хакасские не хотят изучать хакасский язык, поэтому мы не можем их заставить».

- И он теперь не изучается?

- В единственной национальной гимназии до выпускного класса изучается. Ну и еще в нескольких интернатах для детей чабанов.

- Кто живет в этих интернатах?

- Дети чабанов. Деревни все нищие, процент безработицы доходит до 90%. Люди не могут прокормить своих детей. Баранов всех зарезали, а скотину собственную не разводили, потому что не было покосов. Все под пастбища совхозов отдавалось. Хакасия ведь специализировалась на тонкорунной шерсти. Поэтому здесь были пятимиллионные отары, сейчас если осталось сто тысяч, то хорошо.

- Как поддерживается культура, выходят ли передачи на радио и ТВ, газеты на хакасском языке?

- Заметьте, что "народных» и «заслуженных" хакасы никогда не получали. Все «Заслуженные артисты Тувинской АССР», все ехали в Туву и только там могли получать звания, потому здесь это не культивировалась. У власти были «Торосовы» (прим. Бывший руководитель республики), которым это не нужно было. Не надо было искусство развивать. Единственное, что сохранился театр и то за счет бывшего руководителя театра. Больше у нас ничего не культивировалось, пока не стала республика. Стала республика и до 1996 года еще что-то делалось. Когда "Русский алюминий" пришел к власти, они сначала все замяли, а потом, одумавшись, начали потихоньку покармливать, подбрасывать. Было государственное телевидение, было издательство, которое я возглавлял, была государственная газета "Хакас чиры". Я руководил последним издательством. Вещание федеральное, поэтому сохранилось. Но хакасская часть все уменьшается. Они поставили передачи в 10 утра я в это время на работе, я даже теоретически не могу ни одну передачу посмотреть, это самый пик работы.

- А журналисты уже пожилые, старые кадры?

- Старых там уже мало осталось. Это в основном молодежь, достаточно прогрессивная, душой они с нами. Но новая, алюминиевая партверхушка заставляет их вещать так, как им надо. Парадокс такой, что в правительстве Хакасии ниток не знает хакасского языка. Я в свое время этим воспользовался и всю свою пропаганду вел на хакасском языке через радио и телевидение чуть ли не сутками. Потом, когда одумались, возбудили в отношении меня уголовное дело по статье "экстремизм". Просто перевод был заказной и соответственно… Я как юрист выступал: разъяснял, в чем геноцид, также положения Конституции переводил.

- Разве Конституция не переведена?

- Нет, ни одного Кодекса, ни одного закона на хакасском языке. Даже Конституции Хакасии на хакасском языке нет.

- А язык имеет государственный статус?

- Официально - государственный. И делопроизводство даже велось, какое то время двух языках. Переводились какие-то статьи законов. В правительстве сейчас все полукровки - все дети от смешанных браков. Им это не надо.

- Почему у вас такое неприятие «полукровок»?

- Если ты не хакас тебе очень трудно вникнуть в проблему другого народа.

- Вы до этого мне говорили, что если ты не русский, то тебя на работу не примут и ты вынужден доказать свою лояльность, женившись не на хакаске. Похоже на бред.

- Это было. Обком партии это культивировал, если ты хакас - жена у тебя должна быть другой национальности.

- А вторую хакасскую жену не заводили?

- Нет. Мы же православные в большинстве.

- И в советское время крестились?

- Молодежь не успели крестить, почему мы сейчас голову и подняли. Мы не крещенные. Нас анафеме предает церковь. Меня официально предали анафеме.

- Как?

- Объявил антихристом батюшка Иенофан, напечатали меня с копытами и рогам в местной газете, за то, что я посмел покуситься на христианство. Я выступил: «Почему это на бюджетные деньги строятся церкви? Я плачу налоги. А их, не спросясь у налогоплательщика, пускают на строительство православного храма. У нас церковь отделена от государства». Наши родители все православные. У меня мама - по роду работы была атеисткой, а сама крещеная была тайком, носила крестик.

- Когда крестили хакасов?

- В 1880-х прошло массовое крещение. Приехал батюшка, построили церковь в Аскизе и созвали всех хакасов, заманили обманом. Мужчин загоняли отдельно в реку Аскиз, когда они выходил, давали имя Владимир, рубашку, крестик все – ты помазанник Божий. Перепись фактически проводили. Женщин также загоняли, давали платок, рубашку, крестик. Имя в миру Марья. У нас очень много Владимировичей и очень много Марий.

- Хакасы не сопротивлялись?

- А зачем? Во-первых, от налогов освобождались. Скажем так, христианство приняли из чисто экономических соображений.

- И при этом поднимали руку на ближнего, во время борьбы с белогвардейцами?

- Дело в том, что мы остались язычниками, мы же все равно, когда хороним, "кормим" покойника, как наши предки делали. В отличие от православной церкви у нас поминки отсчитываются не со следующего дня, а со дня день смерти - он считается первым днем. Поэтому всегда на один день разница. Меня антихристом, поэтому и назвали. Когда Лебедь разбился, на сороковой дней я устроил пресс-конференцию с разгромом младшего Лебедя. Мне, скажем так, помогли сами же работники правительства, которые были недовольны работой Лебедя. Созвали громадную конференцию, порядка двадцати шести СМИ было. Я был тогда директором издательства и председателем съезда хакасского народа Чон-Чоби. А в этот день по Лебедю был траур - 40 дней. Тогда- то батюшка меня и обозвал. Я сказал: "Извините, вчера 40 дней прошло, я вчера старшего Лебедя помянул, а как там считает Алексей Иванович, меня не касается". Мы были лично знакомы, я его уважал. А младшего я не уважаю.

- А какие верования у хакасов сейчас?

- У нас традиционные верования. Неправильно говорить "шаманизм", первый заместитель президента Кыргызстана самый воинствующий тенгрианец. Наша религия - тенгрианство, которая у тюрков была. А шаманы это - духовные служители тенгрианства. Он говорил мне: «Мы же православную церковь попизмом не называем, то же самое, если вы себя называете шаманистами. Тогда так и называйте православных - пописты, мусульмане – муллисты».

- При этом кыргызы сами мусульмане…

- Они такие же мусульмане, как мы христиане. Официально они мусульмане, но в первый раз у них не было никакого мусульманского влияния. Официально, на церемонии инаугурации нового президента Кыргызстана, куда меня пригласили, сделали освящение по тенгрианским обычаям. Мы, хакасская делегация туда с собой привезли двух шаманов. У них даже Коран своеобразный. У них отступления. Например, можно ночью грешить, грубо говоря. Ночью можно вообще все, что хочешь делать, а днем, во время поста из-под газеты можно перекусывать. Стол накрывают газетой и едят из-под газеты. У нас христиане хакасские точно такие же. У них все те же старые языческие праздники. Основа всех христианских праздников - языческая. Разница в подсчете дней. Поэтому религиозного отторжения у хакасов к православным нет, как и к мусульманам. Ну, веришь ты одному Богу, ну и верь, пожалуйста. Мы многобожники.

- А были гонения на шаманов в советское время?

- Все шаманы были вывезены Иркутским ГубЧеКа и репрессированы. Самая древняя бабушка сейчас Сарго, ей под 90. Она уже старенькая должна кому-то передать и все наши новоявленные шаманы к ней ездят и хотят получить благословение.

- А новоявленные шаманы - это горожане или все же люди из глубинки?

- В основном это люди, ставшие шаманами по необходимости. Если человек заболевает шаманской болезнью, он должен либо умереть, либо с ума сойти. Ему кто-то должен третий глаз открыть. Многие к Кенин-Лопсану ездят. Нужно либо глаз открыть, либо снять с него эту шаманскую болезнь, "тостээр" убрать.

- А "тостээр" как переводится, корень или число девять?

- Корень, корни. Это генетическое, скажем так, наследство - тос- которое по роду передается. У каждого народа свой корень - тос. Почему я постоянно говорю про полукровок? Этим людям "тос" не передан, они оторваны, они могут в Египте, к примеру, жить, в Америке им плевать где. У них нет "тос". Им на эту землю плевать. А у нас есть "тос". Тостер дырча, то есть, говорят "тос-тостэр дырча" корень к корню тянется, держит. Где бы ты ни находился, тебя все-равно тянет домой. Это на уровне генном заложено, а та прослойка, которая у власти сейчас в Хакасии, у них этих "тостэр" нет, им не дано понять. Как может представитель другой нации, пусть и профессор, за хакасов что-то решать?

- Это вы о ком?

- Это профессор Карпов, с которым у нас колоссальный конфликт. Я ему как-то сказал - у нас есть прекрасные знатоки английского языка, но вы можете их джентльменами назвать? Чтобы джентльменом стать, надо родиться в Англии, надо там - иметь корни многовековые, родословную, тогда ты будешь джентльменом. Я сказал ему: «Вы родились и выросли в Хакасии, вы знаете ее прекрасно, спасибо вам, но вы не хакас и вы не имеете права, от имени хакасов выступать где-то и что-то там говорить». А он преподает, родоначальник академического языка. Наш конфликт таков, что он меня не может меня ни в чем обвинить, и называет меня самозванцем. Ни один из старейшин, у которого есть "тостэр" корни ни один, слова мне плохого не сказал. Они говорят - спасибо.

- После вашего избрания председателем – Чало, народного съезда, чего добились хакасы?

- Восьмой съезд хакасского народа Чон-Чоби добился от правительства принятия программы по изучению хакасского языка. Тогда же было двуязычное делопроизводство. Начали вывески на магазинах и остановки на двух языках писать. Это был 1998 год. Издательству тогда выделили 5 миллионов рублей. Мы начали первые учебники цветные печатать ввели предмет "Краеведение" обязательное для изучения всеми, обязали школьников изучать быт, культуру хакасов - это было результатом съезда. Он был одним из плодотворных. После этого продолжилась политика изгнания хакасов из власти.

- Какие основания, чтобы вы могли это назвать "политикой изгнания хакасов из власти"?

- Практически всех руководителей хакасов изгнали из власти, нашли обычные по Гражданскому Кодексу основания, кого-то на пенсию, кого-то по "несоответствию занимаемой должности". Везде формулировка существовала "по собственному желанию". В Сбербанке, возглавляемом Нанактаевым, самый крупный банк, где 90% работали хакасы, пришел господин Пожаренко и уволил 88% людей. Это явная политика изгнания. Гнали со всех госструктур. Это - политика. Руководители всех государственных структур в это время были сняты. В том числе сняли министра культуры Чаптыкова. Когда Чон-Чоби выступил и обратился в международную организацию "Тюрк-Сой", Лебедь демонстративно назначил человека, имеющего к культуре косвенное отношение. Технолога-строителя. Культурой занимаются представители других наций, потому что, видимо, хакасы свою культуру «плохо знают».

- Как организовалось молодежное движение «Парыс», так напугавшее главу вашего правительства, что он обзывал их экстремистами и насылал обыски ФСБ в вашу общественную приемную?

- Старение нашей интеллигенции произошло, они просто бездействовали и тогда у нас образовалась из молодежи, юристов молодых, инициативная группа. В Конституции Хакасии прописано, что съезд имеет право законодательной инициативы, мы подготовили четыре законопроекта по языку, культуре. Провели IX съезд, просто скажем так свергли верхушку старую. Руководителем съезда выбрали меня, и началось активное лоббирование этих законов. Чтобы не было разброда и шатания надо все узаконить. Мы вынесли эти законопроекты на рассмотрение Верховного Совета Хакасии. Проголосовали "за" не хакасы. Хакасы проголосовали «против».

- Почему?

- Хакас, который на сегодняшний день достиг чего-то, боится того, что придет другой хакас и между русских пробьется. Как компонент хакасы существуют, ну не может национальная республика существовать из одних русских. Все равно номинально на каких то мелких должностях типа «помощник министра спорта» держат хакасов. Это же абсурд, когда правительство Хакасии приезжая в Москву ничем не отличается от Новосибирской области. Поэтому власть вынуждена одного таскать за ручку, желательно безграмотного хакаса, который не подсидит. Поэтому человек, который туда пробился, дорожит своим местом. Иначе его могут убрать, у него чувство самосохранения срабатывает. У меня до прихода на работу в издательство не было чувства, что хакасов кто-то ущемляет, что проблемы существуют. Я вырос в городе, получил нормальное образование, всегда на родном языке с мамой разговаривал. Под это лавочку попал однажды в историю, когда боролись с хакасским языком. Если в автобусе разговариваешь на хакасском, тебе замечание делают: «Что это вы тут, материте нас что ли на хакасском языке?!» Рядом мог стоять азербайджанец, и ему бы не могли ни слова сказать. Политика была такая. В школе воспитывали так. Учителя говорили, что это неэтично

- Ну, это было везде и не только в Хакасии, в Чечне журналисты говорят, было так же. В Туве тоже, а угол ставили в школах, если ты говорил на родном языке. Эта политика принесла очень плохие плоды впоследствии.

- Да, в школах запрещали разговаривать на родном языке. Лично мне преподавали, что нельзя говорить на хакасском, когда рядом находится представитель другой нации. А нас всего 12% и ты постоянно не имеешь права разговаривать на родном языке, дабы не оскорбить человека своим знанием родного, хакасского языка. Это привело к тому, что хакасы в городе вообще перестали разговаривать.

- Хакасы так законопослушны?

- Это шло сверху от наших руководителей, которые никогда не знали хакасского языка. Они отчитывались перед Москвой, что у нас процесс ассимиляции идет качественно, у нас нет ни одного руководителя, у которого семья не интернациональная. Все семьи – интернациональные мы такой народ, который очень толерантен, мы никогда больше на оружие не возьмемся, как в 1937-39-ом году.

- Да кто эту историю противостояния хакасов Советской власти знает?

- Почему же, в школьных учебниках истории писалось, что на территории Хакасии становление Советской власти только в 1927 году. Прочитайте «Соленое озеро» Солоухина, где Гайдар Аркадий Петрович кровожадным показан. Для меня самого это был шоком, я не верил, что могло быть так. Сейчас, когда я столкнулся с политической деятельностью, то понимаю, каким именно образом становление Советской власти шло. Получается, это был чистейший геноцид. Порядка 7000 хакасов истреблены. На севере республики хакасов не осталось. Это Усть-Абаканский, Боградский, Ширинский, Орджоникидзенский районы. Хакасов там нет. А куда они делись? Как раз в Ширинском и Орджоникидзенском районах карательными операциями занимался Аркадий Петрович Гайдар, который брал заложников семи-восьми летних. Привозил их в Минусинскую тюрьму, давал срок в неделю родителям появиться и сдаться. Если они не появлялись, он расстреливал детей. Семи восьмилетних заложников расстреливали в Минусинской тюрьме.

- А почему нет таких детских списков у «Мемориала»?

- Руководителем правительства Ельцина был внук Гайдара. Кто бы нам дал право печатать эти списки? Сейчас эта правда всплывает и в центральных СМИ постоянно муссируется. Гайдар постоянно представляет оправдательные факты, но сам факт, народ который здесь жил, наши бабушки и дедушки помнят. Гайдар был беспощаден. Он просто залил кровью Хакасию. Резал головы и пинал их по Черному озеру, в футбол гонял. Играл в футбол головами белогвардейцев. Провел карательные операции по хакасам и сибирским татарам. Татары жили на севере Хакасии, их не обозвали хакасами, хотя мы один народ. Вот их вывели в деревню Минино под Красноярском и заживо закопали землю.

- За что?

- Они не хотели Советской власти. У нас было много повстанческих межнациональных движений, как «банда Соловьева». Соловьев – белый офицер, у которого было около пяти тысяч штыков. Люди целыми деревнями уходили к Соловьеву, который считался спасителем. И действительно, если бы Соловьев не сдался, населения хакасского бы не осталось. Соловьева убедили, когда поняли, что с хакасами ничего не могут сделать, отправили переговорщика, дали гарантии, что никого не тронут. Сдался пятитысячный отряд Соловьева, их всех простили, Соловьеву тоже дали жить спокойно, он женился на хакаске. Через полтора года его застрелили в спину. А те хакасы, которые не приняли Советскую власть, ушли на север Тувы. Мы и до этого сто лет воевали с Россией. Кыргызы отстаивали свою независимость, нас казаки не смогли силой заставить войти в состав России, просто был сговор между цинами- китайцами и джунгарами отдать эту территорию России. Тем самым граница пошла по Аскизскому району, а остальная территория отдавалась джунгарам. Пришли эти цины и вырезали всех. Триста лет назад это было, обозами уходили отсюда кыргызы, а цины шли следом и вырезали. И наш последний государственный деятель Иренек на Телецком озере погиб, защищая Джунгарское царство. Потому что у нас был военно-политический Союз, это было последнее войско, организованное хакасами. В дальнейшем явной государственности не было и на подписание мира с Россией, никто никого не уполномочил. Триста лет назад четыре кыргызских князья – глав родов поехали в Тобольск и там, у жены представителя украли шубу. Он вернулся с обидой, сжег Абаканский острог. А что сейчас собираются праздновать – вопрос.

"Урянхай неделя", №15
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) СЕГОДНЯ: МАСШТАБНЫЙ КОНЦЕРТ КОЛЛЕКТИВОВ КЫЗЫЛСКОГО КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ "МЫ - ДЕТИ ЧЫРГАЛ-ООЛА" В МОСКВЕ! Начало в 19 ч (Концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных, Малый Ржевский пер., 1, Москва тел.: 8983594605 kki.tuva.muzkult.ru)

2) 25.04.2024: Городской отборочный тур конкурса юных исполнителей хоомея "Сарадак-2024". Начало в 13 ч (Арт-центр "Найысылал", ул. Калинина, д 2б, Кызыл, Тува)

3) 26.04.2024: ДИКТАНТ ПОБЕДЫ

4) 27.04.2024: Республиканский спортивно-художественный праздник «Согунналган сыгыдымны», посвященный присвоению звания "Народный хоомейжи РТ" Артуру Дамдын-оолу: конкурс среди исполнителей хоомея, в стрельбе из лука. (Стадион им. Тувинских добровольцев, с. Чаа-Холь, Чаа-Хольский кожуун, Тува тел.: 89835163197 - Адыгжы Кузен-оолович, 89991792095 - Артур Сергеевич. e-mail: ctyva@yandex.ru)

5) 29.04.2024 - 04.05.2024: new! XIX Международная выставка-ярмарка «СОКРОВИЩА СЕВЕРА - Мастера и художники России - 2024» (55 павильон ВДНХ, Москва)

6) 06.05.2024: 117 лет со дня рождения героя Великой Отечественной войны, военного летчика Николая Францевича Гастелло (1907-1941), чье имя носит Национальный парк Тувы (Кызыл, Тува)

7) 07.05.2024: День Связи

8) 07.05.2024: 55-летний юбилей Хомушку Андрея Айрандивиевича, преподавателя специальности "хореографические дисциплины" Кызылского колледжа искусств им. А.Чырга-оола (Кызыл, Тува)

9) 10.05.2024 - 12.05.2024: new! Республиканский турнир по вольной борьбе памяти тренера Альберта Александровича Ооржака (Спортшкола г. Ак-Довурак, Тува тел.: +7(901)1376795, +7(923)3882338)

10) 11.05.2024: Юбилей известного тувинского историка Рамиля Харунова (Тува)

все даты



© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования