Воскресенье, 1 ноября 2020 г. 08:03 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Хакасы составляют 7% населения Республики и обречены на алкогольную деградацию, считают участники народного съезда
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Март 2006    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Хакасы составляют 7% населения Республики и обречены на алкогольную деградацию, считают участники народного съезда

XI съезд хакасского народа завершился в Абакане 17 марта в Центре культуры и народного творчества им. С. Кадышева. Закон "О статусе съезда (Чыылыf) хакасского народа"был принят в 1994 году, и согласно ему съезд хакасского народа является органом общественного самоуправления, "действующим во имя сохранения и выживания хакасского народа как коренного этноса". Съезды созываются для рассмотрения и выработки предложений, обращений, заявлений, резолюций, деклараций от имени хакасского народа по наиболее важным вопросам общественно-политического, социально-экономического развития Республики Хакасия, ее национально-территориального устройства, национального, культурного, языкового возрождения хакасского народа. Съезд имеет право законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Хакасия.

В работе нынешнего съезда приняли участие 260 делегатов из городов и районов, депутаты Верховного Совета Хакасии, депутаты городов и районов республики, вице-премьер Хакасии Нина Пилюгина, министр образования Галина Салата, министр культуры Светлана Окольникова, министр труда Ольга Лапыка, министр регионального развития Любовь Аешина. Приветственные телеграммы поступили от председателя Ассоциации народов России Рамазана Абдулатипова, Председателя Правительства Хакасии Алексея Лебедя, депутата ГосДумы от Хакасии Геннадия Семигина.

С отчетом о работе республиканского Совета старейших выступил депутат ВС РХ Вячеслав Торосов (председатель комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи и экономической политике ВС РХ). Национальную ситуацию в республике Вячеслав Торосов охарактеризовал как спокойную и бесконфликтную. По приведенным им данным, согласно результатам переписи 2002г. в республике проживает 65 500 хакасов, доля коренного населения в республике составляет 12% (прим. по другим данным 7%). Председатель Совета старейшин назвал ряд проблем, имеющих место в последние годы в Хакасии. Это «ущемление хакасского языка, свертывание хакасской книгоиздательской деятельности, вытеснение из ряда областей кадров коренной национальности, целенаправленное вытеснение хакасского языка из средств массовой информации».

После того, как в прямом эфире от 11.10.2005г. телевидения г.Абакана в своем оскорбительном выступлении он упомянул тувинцев, от имени Исполнительного органа съезда хакасского народа Чон Чобi Василий Чертыков принес «глубокие извинения братскому тувинскому народу, в связи антитувинскими и шовинистическими председателя совета старейшин родов хакасского народа Торосова Владислава Михайловича. Чон Чобi осуждает данные заявления и информирует Вас, что В.М. Торосов не является уполномоченным представителем хакасского народа» - уведомил он в своем письме на имя главы правительства РР Шериг-оола Ооржака.

По мнению форумчан

«Центральноазиатского исторического сервера» Торсоев - конформистcкая фигура: «Кто эти старейшины сами по себе? Кучка стариков-коммунистов, которые и хакасского языка не знают. Как я где-то встречал сообщение о том, что в советское время был министром культуры Киргизской ССР один киргиз, который запрещал разговаривать на своем языке киргизам. В Хакасии правительство опирается на подобных. Точнее использует как туалетную бумагу. Съезд хакасского народа (речь идет о Х съезде, состоявшемся в 2003 г.) прошел несмотря на все препоны. История о том, как во всей Хакасии не нашлось помещения для делегатов Съезда, уже попадет в список проявлений великорусского шовинизма. Лишь за день до Съезда было предоставлено помещение, когда стало в правительстве понятно, что Съезд состоится, даже если придется выезжать за границы Красноярского края. Даже провокация со взрывным устройством не смогла сорвать работу Съезда, хотя и повлияла на качество. Когда делегаты уже собрались, Чало Чон-Чобi был задержан правоохранительными органами и продержан более часа, после чего было объявленно о том, что в здании заложено взрывное устройство, в связи с чем, попросили всех покинуть помещение. Однако вопреки всем правилам, не была произведена эвакуация, не было поставлено оцепление, более того, не были отменены занятия в РДК: дети и взрослые спокойно находились в здании. Только делегатам Съезда было указано на необходимость покинуть помещение. После того, как пришла умная собака в сопровождении ухмыляющихся сотрудников милиции, и произведена так называемая проверка, на проведение Съезда оставалось всего несколько часов. В очередной раз власти продемонстрировали свое отношение к Хакасскому народу и к законам РФ.

Главным, не озвученным вопросом Съезда хакасского народа остается грядущая губернизация России, называемая «объединением регионов». «Зачем нам такое государство, где не соблюдаются законы и элементарные нормы приличия? Может быть действительно стоит подумать об альтернативе? Хотя альтернатива субъекту РФ, для нас уготована другая - ликвидация нашего национально-территориального субъекта путем присоеденения к Красноярскому краю, о чем уже были, пока пунктирные, заявления главы республики - лебедя, во время его избирательной кампании на пост губернатора Красноярского края» – пишут участники интернет-форумов

По мнению Полит.сиб.ру «Количество собственно «хакасов» сократилось на треть, и теперь вместо 11% от населения республики они составляют 7%. Кроме того, и само население Хакасии сократилось на 55 тыс. человек. Теперь Минфин Хакасии опасается, что это повлечет уменьшение суммы трансферта республике Хакасия из федерального бюджета. Кроме того, хакасские националисты теперь собираются поднять вопрос ни много, ни мало о геноциде хакасского народа».

Как бы не обзывали представителей хакасской интеллигенции, обвиняя в национализме, политический климат в Хакасии полностью определяется не ими, а группой группой "Сибирский алюминий". «На любых выборах победу одержат тот (те) кандидат (кандидаты), которых выставит "Сибал". В Хакасии группа обладает самыми мощными финансовыми ресурсами, владеет рядом ведущих СМИ, административный ресурс полностью в ее руках. Примером тому может послужить убедительная победа на выборах в Госдуму Геннадия Семигина. Хакас Майтаков, за неучастие в выборах, получил крупную сумму с "шестью нулями" и обещание назначения представителем России в НАТО» - считают аналитики.

Для кого съезд хакасского народа создавал эту республику? Зачем съезд обращался в свое время к президенту РФ о создании республики? У нас не Омская область, у нас не Новосибирская область, мы не юг Красноярского края. Мы – национальная республика. Мы назвались Хакасией не потому, что здесь Саянские горы или что-то еще. Здесь проживает коренной хакасский народ, который сегодня выведен на задворки, который сегодня полностью порабощен и не имеет слова – считает В.Чертыков.

На Х съезде хакасского народа 29 ноября 2003 г. делегатам был роздан материал «Народное самоуправление - Съезд хакасского народа. Опыт и перспективы» составленный им. В преамбуле сказано: "Мы надеемся, что кто-нибудь из правозащитников, известных на международном уровне обратит внимание на то, что наш народ поставили в рамки, которые обрекают нас на ассимиляцию и алкогольную деградацию".

В документе, в частности говорится: «…I Съезд хакасского народа состоялся в 1990 году, где были подняты вопросы о республиканском статусе региона, хотя позиция Совмина Хакасской АО тогда была против. После развала СССР в 1991 году на основании решения Съезда хакасского народа Хакасская АО была преобразована в Республику Хакасия. Был принят закон "О статусе Съезда хакасского народа" (1994 год), который давал право законодательной инициативы. Однако в течение 90-х годов данное право применялось крайне неэффективно (также по причине элементарного незнания механизма его реализации). <…> хакасы полностью потеряли вес в политических кругах после того, как ставленники «СаянАл» стали управлять Хакасией.

Чон Чобi на тот момент существовал как декорация, а Съезды, которые тщательно режиссировались, служили неким буфером, на котором выплескивалась и тушилась волна народного недовольства. Хакасы, после таких Съездов, проходивших по старой партийной схеме, расходились с чувством глубокой скорби за свой народ. Конечно же, никакого положительного воздействия данные "Съезды" не оказывали. Припоминается подписание соглашения о сотрудничестве тогдашнего Чон Чобi с правительством Лебедя А.И., в котором не стояло даты подписания, вследствие чего соглашение было заведомо ничтожным де - юре (о данном соглашении позже протрубили все СМИ, о нем было написано в десятках сборниках).

Лебедь на заседании Общественной палаты при Правительстве РХ на призыв обратить на бедственное положение хакасского народа сделал заявление в присутствии всех СМИ, депутатов ВС РХ, лидеров практически всех общественных объединений: "Ассимиляция - естественный процесс. Алкоголики и наркоманы должны вымирать. Чем больше их вымрет, тем лучше для Республики". Никто из присутствующих на том заседании не возмутился.

Съезд все же состоялся 1 декабря 2001г. на съезде была принята Декларация хакасского народа, а также ряд законопроектов, разработанных юристами "Инициативной группы" и ХРМОО "Парыс", в том числе определяющий для хакасского народа законопроект "О статусе коренных народов Республики Хакасия", который в случае его принятия, открывал бы широкие перспективы для развития хакасского этноса как-то: сравнительно большая независимость хакасского этноса от органов исполнительной власти в культурных, образовательных сферах. Открылись бы перспективы принятия законопроектов "О порядке от вода, использования и охраны земель исконной среды обитания коренных народов РХ", "О реализации социально - экономических интересов коренных народов РХ" также принятых на Съезде, обязывающих предприятия находящихся на территории Хакасии отчислять определенный процент в фонд коренных народов Хакасии (по аналогии с системой успешно существующей в других субъектах, где данный процент исчисляется десятками процентов, для хакасов в принципе хватило бы хотя - бы сотые доли процента).

До и во время проведения Съезда мы уже знали, что как бы мы не провели Съезд - все равно скажут что незаконно. Поэтому мы решили действовать так, как посчитали нужным это делать, без намерения оглядываться на Правительство РХ и на подконтрольные им СМИ.

Суд по незаконным выборам Лебедя А.И. мы естественно проиграли в РХ, что неудивительно, при нашей системе правосудия, точнее ее отсутствия. Но все же мы дошли до Верховного Суда РФ, где один из истцов отозвал иск - это совершенно отдельная история (оказалось, что наши истцы нашли, кроме фактов подтасовок в РХ, слабое место в общероссийском законодательстве и в случае выигранного иска на тот момент, теоретически могла бы произойти бы цепная реакция по всей РФ, что привело бы к тому, что все губернаторские выборы в РФ могли быть признаны недействительными). Напор такой мощности от хакасов Правительственные круги РХ никак не ожидали. В Правительстве РХ нарастала паника. Дошло до того, что перед праздником Чыл Пазы (национальный праздник встречи весны, разрешен с 2000г.) в Абакане работниками аппарата Правительства РХ начали распространяться слухи о возможности покушения на жизнь Лебедя А.И.

Присутствующие на празднике, оказались свидетелями того, как место проведения Чыл Пазы было взято на осадное положение правоохранительными органами (даже отбирались бинокли у несчастных китайцев, думая, что это орудия наведения). Лебедь А.И. вышел поздравлять собравшихся в бронежилете военного образца, который позорно торчал из-под куртки (фотографии с комментариями о данном факте вышли затем в республиканских и центральных СМИ, в частности "Аргументы и факты"). Штыгашев В.Н. предпочел вовсе не выходить к народу.

Были проведены судебные разбирательства по законности Закона "О статусе Съезда хакасского народа". На суде было сказано, что группой лиц хакасской национальности была подана жалоба в прокуратуру РХ об ущемлении данным законом их прав и свобод (впервые за все время существования данного закона с 1994 г.). Прокуратура в свою очередь за день до Съезда (поразительная оперативность!) подала иск об отмене закона, хотя за 2 месяца до этого, та же прокуратура утверждала, что "проверка названного закона грубых нарушений федерального законодательства выявлено не было". В процессе рассмотрения данного иска судьей было признано, что Съезд был юридически грамотно подготовлен и проведен, но в силу несоответствия указанного выше закона законодательству об общественных объединениях, отменил его действие.

Указанное решение продемонстрировало, что власть хочет загнать деятельность Съездов народа независимо какого украинского, немецкого, хакасского в рамки общественного объединения и фактически приравнять Съезд целого народа с обществом, например, собаководов и огородников.

В рассматриваемый период стоит отметить активизацию "алюминиевых" и подконтрольных Правительству РХ СМИ, т.е. практически всех, в деле дискредитации Чон Чобi. Справедливая, по сути, и юридическая правильная по форме критика деятельности Правительства РХ и Избирательной комиссии РХ преподносилась населению Хакасии как проявление национализма, сепаратизма, экстремизма и в случае "с бронежилетом" - терроризма.

В интервью "Комсомольской правде" Лебедь А.И. назвал одной из своих главных проблем - существование хакасских "скинхедов" (экстремистов), которые называются "…то ли "Белые барсы", то ли "снежные"", имея видимо в виду молодежную организацию "Парыс".

В газете "Взгляд" (ст. "Развод в национальном семействе" (№49 от 06.12.2001г.), ст. "Коренные народы Хакасии предложено объявить вне закона" (№14 от 04.04.2002г.), ст. "Неугомонные мстители" (№31 от 01.08.2002г.) и пр.) авторы, не имея правовых знаний даже на уровне средней школы, в негативном свете рассматривали предложенные законопроекты, что не всегда под силу даже опытным юристам, а также всю деятельность Чон Чобi, тем самым, бросая тень на достоинство и репутацию хакасского народа.

Информационная обстановка вокруг деятельности Чон Чобi больше похожа на избиение человека связанного по рукам и ногам, т.к. у Чон Чобi нет реальной возможности отвечать на подобные выпады в силу полной информационной блокады.

Чон Чобi все - же добился рассмотрения законопроекта "О статусе коренных народов Республики Хакасия" на сессии ВС РХ. Комитет ВС РХ по законодательству, законности и правопорядку отказал в представлении на сессию ВС РХ по формальным признакам. Но благодаря настойчивости Чон Чобi Президиум вынужден был вынести данный законопроект на рассмотрение сессии ВС РХ, по-видимому, испугавшись пикета, который был назначен на 25 декабря - день проведения сессии ВС РХ. Закон был представлен на сессии Чало Чон Чобi.

Но из 67 депутатов "за" проголосовали 10 человек. В процессе обсуждения закона депутатами высказывалось много замечаний к данному законопроекту и председателем ВС РХ Штыгашевым В.Н. поставлено на голосование предложение отправить этот законопроект на доработку в комитет по межнациональным отношениям ВС РХ. Комитет должен был доработать его с учетом рекомендаций Государственной Думы РФ и вынести на повторное рассмотрение сессии ВС РХ.

РХ. Во время рассмотрения законопроекта в ВС РХ у здания Правительства был собран пикет. Пикетчики, несмотря на 35 градусный мороз на протяжении нескольких часов стояли в надежде, что депутаты все же обратят свое внимание на проблемы народа. Но видимо народные избранники предпочли не портить свои отношения с Правительством РХ и в очередной раз показали свое безволие и управляемость.

Особую озабоченность Чон Чобi, в последнее время, вызывает отсутствие социальных условий, особенно на селе, где проживает основная часть коренного населения, а также его высокая заболеваемость и смертность, особенно детская. Бедственное положение хакасов было отражено в докладе министра здравоохранения Бурнаковой, после чего данный вопрос был поднят председателем Чон Чобi на конференции совета старейшин Аскизского района, проходившего в ДК с. Аскиз. В.И.Чаптыков обратил внимание присутствующих на то, что бездействие Правительства РХ в социальной сфере подпадает под признаки геноцида хакасского народа. После доклада на данной конференции прокуратурой РХ Чаптыкову В.И. было вынесено предупреждение о недопустимости действий, могущих подпадать под признаки экстремистской. В чем проявились экстремизм и национализм, для нас до сих пор является загадкой. На заседании Чон Чобi был рассмотрен вопрос о проведении Х Съезда хакасского народа, где вопросом повестки Съезда рассматривался бы вопрос геноциде хакасского народа, что в дальнейшем могло быть предметом распространения западными СМИ. Испугавшись обнародованных и официально признанных фактов, Правительство РХ пошло на ряд кардинальных мер. В частности в бюджете 2003 года было предусмотрено увеличение финансирования Аскизского района на 150%, Таштыпского - на 100%. Газете "Хакас Чирi" в течение 2-х недель профинансировали ремонт занимаемых помещений, которые не выделялись годами, в сумме 500 тыс. рублей. Национальной гимназии экстренно выделили деньги на ремонт, который не проводился годами. Вопрос: что мешало Правительству сделать это раньше? СМИ, и даже "алюминиевая" телепрограмма "Нота Бене", сделали специальные передачи, освещающие культуру и быт хакасского народа. Неоднократно В.И. Чаптыкова вызывали в прокуратуру РХ и Минюст РХ, требуя разъяснений. Прокуратурой г. Абакана возбуждалось уголовное дело по статье экстремизм. С каких пор защита конституционных прав и свобод граждан, защита интересов, в том числе национальных, является правонарушением? Не добившись ничего, прокуратура РХ была вынуждена довольствоваться распиской В.И. Чаптыкова о том, что он ознакомлен с положениями закона "О противодействии экстремизму".

Не является ли экстремизмом со стороны Правительства РХ, принудительное закрытие хакасского книжного издательства "Айра" - единственное издательство, которое 75 лет издавало учебники на хакасском языке? Ведь, тем самым, Правительство РХ нарушило конституционные права хакасского населения обучаться на родном языке? Банкротство издательства "Айра" было преподнесено как вина директора В.И. Чаптыкова, хотя еще до того, как В.И.Чаптыков возглавил издательство, Госкомимуществом РФ издательство было признано банкротом, в чем непосредственная вина Правительства РХ, т.к. издательство существовало на государственных заказах (именно Правительство РХ являлось заказчиком). Кто же виноват - Чаптыков или Правительство РХ в том, что не выделялись деньги на образование? Не является ли экстремизмом, когда в школах ставят учеников перед выбором идти на урок по хакасскому языку или на урок информатики, назначенных на одно и то же время? Или когда сокращают часы вещания на хакасском языке? Или ликвидация республиканского центра народного творчества им. С. Кадышева ("Юрта"). Или доведения народа до такого состояния, что среди хакасской молодежи стал широко распространяться алкоголизм и суицид, когда даже дети школьного возраста в массовом порядке кончают жизнь самоубийством (весной 2002 г. в с. Казановка за одну неделю покончили самоубийством три восьмиклассника, также известны случаи, когда в одном деревне за короткий промежуток времени происходило свыше 10 суицидов)?

Или…. Пакости, в виде выселения Чон Чобi из занимаемого помещения, игнорирование в органах государственной власти обращений исполнительного органа целого народа по конкретным проблемам коренных жителей и пр. даже не хочется упоминать. Не подпадают ли под признаки национализма действия по выдавливанию хакасов с руководящих должностей, как это происходило, например, с некоторыми членами Правительства, а также с руководящими кадрами Хакасского отделения Сбербанка.

Ярким примером проявления национализма является факт отказа включить в состав Квалификационной коллегии судей РХ представителей от общественности, трех кандидатов, которые оказались единственными представителями от коренного населения РХ, вероятно опасаясь того, что деятельность этого органа станет открытой и прозрачной для общественности (В.И.Чаптыкова исключили по причине того, что степень бакалавра якобы не является высшим образованием, хотя в законе прямо указывается обратное).

После гибели губернатора Красноярского края Александра Лебедя его "хакасский" брат стал вынашивать планы по выдвижению себя на место брата.

Пройдя на пост Председателя Правительства РХ за счет громкого имени брата, Алексей собирался пройти в губернаторы за счет его же трагической гибели.

При этом он заявил о том, что "не возражает против вхождения Хакасии в Красноярский край", что стало для Чон Чобi поводом задуматься о суверенитете Хакасии. В тоже время Правительство РХ вело работу по расколу хакасского национального движения. Сразу после Съезда общество хакасских женщин "Алтынай", Совет старейшин родов хакасского народа заняли про правительственную позицию. Видимо надеясь, что если как следует понравиться Лебедю А.И., то можно что-то поиметь. Апогеем коллаборационизма стал т.н. 10 съезд хакасского народа.

"10 съезд "хакасского народа"

В театре кукол "Сказка" 28 февраля 2003 г. прошло марионеточное представление "10 съезд хакасского народа". Гл. режиссер и постановщик - Лебедь А.И. - председатель Правительства Республики Хакасия. <…> Сюжет, который задумывался постановщиком как героическая и энергичная борьба здоровых сил хакасского общества против "экстремистски" настроенных членов международной террористической организации "Аль Каида", внедренных в процветающую экономически и во всех других планах хакасскую среду, не выдерживает никакой критики.

<…> Куклы изображающие мудрых и седовласых хакасских старцев дрожали, сбивались и несли такую чепуху, что вызывали в зрительном зале всеобщее покраснение, невольный смех даже самого постановщика и вообще угадывалось, что они были взяты из другого спектакля типа "Неграмотные и дикие дети степей благодарят тов. Сталина за их счастливую старость" или "Успехи коллективизации и 5 пятилетки в Хакасской автономии".

Особое умиление при просмотре данного представления вызвала концовка спектакля, где 10 съезд хакасского народа единогласно и без обсуждения принял списком руководящий орган под названием "Совет старейшин", средний возраст которых около 65 лет. Что тут еще можно добавить? Люди всю жизнь работавшие во властных и партийных структурах пытаются вернуть себе спецпаек. Когда находишься на т.н. конференциях, то напрашиваются невольные ассоциации с клиникой для душевнобольных. Все действия старейшин ограничиваются лишь декларациями, призывами, имеющие форму приказа, типа: "Всем жить хорошо! Всем садить огурцы!" (насчет огурцов - полнейшая правда). Конечно, грустно осознавать, что старшее поколение у нас такое маргинальное в духовно-нравственном плане. Но также надо понимать какой вред они наносят своими действиями нашему народу. Ведь не будь их, то Правительству РХ не на кого было бы ставить в разыгрывании очередного лохотрона для народа, и Чон Чобi наверняка выполнил возложенные на него Съездом обязанности в полной мере.

Целью проведения данного мероприятия был раскол хакасского народа. Попытки Правительства РХ реанимировать свое нежизнеспособное детище могут оказаться успешными, если будут найдены новые, энергичные "старейшины", что мало вероятно, т.к. хакасский народ не сборище предателей и подлецов".

Саяна Монгуш
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) В ЭТИ ДНИ: Межведомственная профилактическая операция "Мои безопасные каникулы" (Тыва, Россия)

2) ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ЗАВТРА: Кубок Министра обороны РФ по спортивной борьбе. УСК "Субедей". Начало 31 октября, в 10.00 часов. (Кызыл, Тува.)

3) СЕГОДНЯ: Ко Дню тувинского языка онлайн-презентация нового музыкального альбома «ӨГБЕ ТЫВАМ» фольклорного ансамбля «Тыва». Начало в 19.00 ч. (Ютуб-канал Центра тувинской культуры)

4) СЕГОДНЯ: ДЕНЬ ТУВИНСКОГО ЯЗЫКА

5) СЕГОДНЯ: new! Прямой эфир клинического психолога Реснаркодиспансера Чинчи Соян на тему «Созависимость. Созависимые отношения» из цикла «Моя семья-моя крепость». Начало в 14.30 ч. (Инстаграм Реснаркодиспансера)

6) 03.11.2020 - 08.11.2020: Ко Дню народного единства Международная просветительская онлайн-акция "Большой этнографический диктант" (сайт: mirento.ru)

7) 04.11.2020: День народного единства

8) 07.11.2020 - 08.11.2020: 79 лет со времени 2-дневного боя под Ленинградом, когда ст. сержант Василий Полещук (похоронен в 1952 году в Кызыле) удерживал вместе с 9 бойцами высоту, уничтожив 150 противников. Удостоен звания Героя Советского Союза (Лесозаводск (Приморский край, место рождения героя) - Яндеба (Ленинградская область) - Кызыл (Тува, место захоронения героя))

9) 01.01.2021: День рождения Заслуженного работника здравоохранения Тувы Раушан Арымкановны Самдан-оол (Кызыл, Тува)

10) 01.01.2021: День рождения Народного художника Тувы Дондука Хертековича Дойбухаа, лауреата Государственной премии России им. Репина (с. Кызыл-Даг, Бай-Тайгинский кожуун, Тува)

все даты



© 2001–2020, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
Главный редактор - Алтынай Валерьевна Чимит
адрес: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
телефон +7 (983) 515-30-95, email: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования