|
ОАО "Тувинские авиалинии" превращается в федеральное государственное унитарное предприятие. Три сотни безработных, невозможность оказать помощь больному, находящемуся далеко от больницы и дорог, отсутствие авиарейсов в отдаленные кожууны - это самые ближайшие перспективы в случае отрицательного ответа, поэтому, считают на авиапредприятии, преобразование во ФГУП дает возможность не только "сохранить крылья", но и многое сделать для их наращивания. Специалисты категорически не соглашаются с термином "огупление" по отношению к "Тувинским авиалиниям" и утверждают, что многие, в том числе и нынешний генеральный, были против поспешного акционирования. То, что оно было поспешным, вряд ли возможно оспорить, как и то, что при акционировании допустили множество ошибок и просчетов. О причинах просчетов сейчас трудно судить. Анатолия Марцехи, при котором акционирование происходило, давно нет в живых. Бывший главный бухгалтер и бывший главный экономист могли бы рассказать многое, но теперь они - просто акционеры, у них свое дело и свой представитель. У Госкомимущества и правительства свои "уважительные причины": тогда все акционировались, подобная поспешность была проявлена при акционировании куда более крупных, на российском уровне предприятий. Но то, что Госкомимущество РТ больше восьми лет "не знало", что предприятие акционировалось с нарушениями и что не предпринимало радикальных мер, вызывает не просто удивление... Все эти годы предприятие не переставали сотрясать малые и большие бури. До акционирования оно было планово-убыточным, после акционирования разом лишилось всех дотаций. Сокращалось количество авиарейсов, накапливались долги по зарплате, старели самолеты и вертолеты, увольнялись (в том числе и по сокращению) пилоты. Количество работающих за года ОАО сократилось с 1500 до 315 человек. За первые четыре года после акционирования с летного поля исчезло 15 самолетов "Л-410"... Руководители ОАО менялись три раза. А падение продолжалось. Количество ошибок, непродуманных действий росло. До 1999 года, времени избрания на должность генерального директора С. Кужугета, в Государственной службе гражданской авиации (ГСГА) не знали, не ведали, что Тува отнесена к северным территориям, и считали, что до Кызыла можно добраться по железной дороге... Заявок из Тувы не поступало. В результате в самые тяжелые годы, когда авиаторы выполняли рейсы в отдаленные кожууны практически "за спасибо", а потом долго ждали оплаты за это, авиапредприятие было лишено поддержки федерального центра. Эти средства начали поступать только в 2000 году (2000 год - 1,8 млн. руб., 2001 год - 4,5 млн. руб., 2002 год. - 4 млн. руб.). В следующем году запланировано 30 млн. руб. на обновление самолетного парка. Что имеется сейчас? Техники летающей осталось совсем немного: три вертолета "Ми-8", три "Ан2", три "Як40". Долги по зарплате, а их было более 1,6 миллиона рублей, погашены. Также погашены долги - около миллиона рублей - "Авиаметеостанции". Есть договоренность с Минским авиаремонтным заводом о ремонте двух "Як-40". На переоборудование в омское НПО "Полет" отправлен "Ан-2". Более 9 млн. руб. заработало предприятие на предоставлении услуг лесоохране. Более миллиона рублей налетали по санзаданиям. Судебные разбирательства, в результате которых акционирование авиапредприятия было признано недействительным, инициировали сами акционеры. Арбитражный суд вынес свое определение еще в декабре 2001 года. 5 августа 2002 года создана ликвидационная комиссия во главе с представителем Госкомимущества России Гаврилюком. Предполагается, что ликвидационные процедуры будут закончены к 2003 году. Все имущество уже передано главному собственнику - государству. Самолеты отправляются по расписанию, авиаторы готовятся к принятию в эксплуатацию нового здания аэровокзала. В котельной устанавливается новое оборудовани... Будем летать? И это здорово, если не брать во внимание, что те миллионы рублей, которые предприятие должно государству, так и останутся на бумаге. Другие потери еще не подсчитаны. Станет ли ФГУП страховкой от подобных потерь? Вопрос о том, зачем надо было акционировать предприятие, доводить его до тяжелейшего состояния, чтобы затем вновь вернуть государству, остается риторическим.
|
|