|
2014 год, когда будет отмечаться 100-летний юбилей единения Тувы и России, в республике пройдет под знаком русского языка. С этим предложением к участникам расширенного заседания Совета гражданских инициатив при главе республики объявил Шолбан Кара-оол. На повестке совета стоял только один вопрос – состояние и вопросы развития русского языка в Туве. По словам председателя СГИ Куулара Даржа, премьер Тувы сам задал повестку очередного разговора. «Глава правительства всегда придавал огромное значение проблеме русского языка в республике и неоднократно выступал с инициативами, направленными на повышение уровня его знания, особенно молодежью, для которой он является ключом к профессиональному образованию, дальнейшей карьере и благополучию, - заявил глава Совета.
Премьер Тувы считает, что развитие русского языка должно быть поставлено в один ряд с экономическими приоритетами республики. Открывая заседание СГИ, Шолбан Кара-оол, в частности, сказал: «К сожалению, в силу различных обстоятельств в Туве сложилась моноязычная среда, значительно повлиявшая на уровень знания и владения тувинской молодежью русским языком. Эту ситуацию в одночасье не изменить. Значит, надо искать другие пути решения проблемы.
Речь идет о не только о качественном знании официального языка государства, гражданами которого являются жители республики. Слабый русский мешает нашим детям реализовывать себя в жизни, а иногда и просто закрывает им дорогу к успеху, к социальной востребованности, к духовному росту. Наконец, отличного владения русским языком требуют экономические интересы республики. Власти региона многое предпринимали, чтобы изменить ситуацию. Но допущенные в свое время перекосы в политике, провалы в системе образования, недооценка их последствий, надежда на то, что трудности когда-нибудь разрешатся сами собой – все это усугубило ее. Поэтому сегодня нужны не просто кратные усилия, а система последовательных действий, в орбиту которых должно быть включено все общество».
В качестве деталей «каркаса» такой программы глава Тувы высказал ряд личных замыслов, вынесенных из консультаций с учеными и специалистами. Шолбан Кара-оол предложил, в частности, объявить 2014 год Годом русского языка. В контексте этой инициативы Минобразованием и Минкультуры должна быть разработана целевая программа по развитию русского языка с четкими и ясными ориентирами. В сфере, допустим, образования это конкретные индикаторы качества обучения русскому языку или иные параметры вроде создания не менее 15 лингафонных кабинетов в сельских школах, пополнения или обновления фондов библиотек и т.д.
Проблему отсутствия языковой среды могла бы, по мнению премьера, в какой-то мере компенсировать организация смен по изучению русского языка в детских лагерях отдыха. Соответственно, воспитателями и вожатыми должны работать носители русского языка.
Создание языковой среды должно стать задачей всех заинтересованных ведомств и, конечно, общественности. «При Главном инспекторе по русскому языку должен работать общественный совет, который будет координировать вопросы, выходящие за пределы сферы образования», - предложил Кара-оол.
Под реализацию планов Года русского языка должны быть также скорректированы издательские планы, редакционная политика средств массовой информации, культурно-массовые мероприятия и воспитательная работа. «Идеологией Года русского языка необходимо напитать каждое дело, будь то гранты малому бизнесу или конкурсные премии общественным организациям – только с помощью такого всеобъемлющего подхода мы сможем добиться осязаемых результатов», - считает глава Тувы.
Обеспокоенность главы республики по поводу уровня знания и владения русским языком подтвердили и данные Минобразования Тувы. По словам министра Каадыр-оола Бичелдея, до 92 % опрошенного специалистами населения считают свои знания русского достаточными. Однако тесты на качество знаний дают другую картину – только чуть больше половины обследованных показали приемлемую степень обученности, умения применять языковые навыки в обыденной, деловой и иной жизни. Министр, тем не менее, считает, что причина недостаточной обученности не столько в средней, сколько в высшей школе, готовящей слабых учителей русского языка.
Большую часть претензий Минобразования адресовало, в частности, Тувинскому госуниверситету, ежегодно выпускающему для школ республики около 50 учителей русского языка и литературы. Однако из них лишь 10-12 % приходят в школы, остальные, по выражению министра, просто боятся учительской работы: «Потому что знают, что ничего не знают». Школы, как выяснилось в развернувшейся дискуссии, действительно предпочитают принимать на работу филологов из вузов, расположенных в других регионах. Минобразования специально под эти запросы ежегодно резервирует в инорегиональных университетах порядка 70 мест учителей русского языка и литературы для абитуриентов из Тувы. Но, несмотря на это, учителей не хватает. В целом по системе среднего образования республики дефицит кадров составлял на 1 января 2012 года более 2 тысяч специалистов, из них свыше 500 – на русский язык.
Следует отметить, что учительское сообщество, принявшее живое участие в обмене мнениями, достаточно критично отнеслось к некоторым инициативам, рожденным в недрах Минобразования. Под сомнение, в частности, попало предложение механически восполнять школам дефицит учителей русского. К примеру, учителя-практики с многолетним стажем убеждены, что браться за решение проблемы не имеет никакого смысла, если не будет создано крепкое звено начального обучения, включая дошкольное, поскольку именно в эти годы у детей закладывается языковая компетенция, способности и тяга к познанию языка. Без этой базы последующее обучение языку, тем более – не родному, даже при наличии высококвалифицированных кадров будет очень затруднительным.
Подводя итог длившемуся более двух часов обсуждению, Шолбан Кара-оол отметил, что при всем накале дискуссии ни один из ее участников не поставил под вопрос сам ее предмет – необходимость менять ситуацию с уровнем знания русского языка в республике. «Я рад, что мы едины в понимании степени серьезности проблемы. Об остальном можно и нужно спорить. Для того и был задуман сегодняшний разговор – как генератор свежих, по-настоящему ценных идей. Они все мной взяты на карандаш и станут основой для принятия управленческих решений, за которыми пойдут деньги. Их у республики мало, и чтобы не ошибаться с вложениями, надо продолжать дискуссию», - напутствовал учительское сообщество и членов Совета премьер.
В завершение заседания СГИ глава республики заверил его участников, что отобранные в результате обсуждения проекты и предложения не останутся на бумаге. «Мы обязательно найдем ресурсы для реализации программы, в которую они войдут, чего бы это ни стоило. Ваша задача – определиться, на что именно их тратить, чтобы, с одной стороны, повысить качество обучения русскому языку на всех этапах, с другой – создать и задействовать систему жесткой мотивации как преподавательского корпуса, так и обучаемых», - пообещал учителям Шолбан Кара-оол.
|
|