|
Вторая зима на «Енисейской»
Кризис приучил россиян считать деньги. По данным ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения), 50 процентов наших сограждан радикально пересмотрели свои траты на продукты питания, в том числе и на мясо.
Нам, завзятым «мясоедам», лишить себя порции-другой отбивных трудно. А между тем, с начала 2009 года цены на баранину, свинину и говядину, по данным Тывастата, выросли на 9,8 процента. Однако и в этой ситуации сэкономить можно, если чаще разнообразить семейное меню курятиной. Птицефабрика «Енисейская», например, продает свою продукцию по 90 рублей за килограмм. Согласитесь, это не 250 за кило свинины.
– Пока у нас всего 3 торговые точки, – объясняет директор птицефабрики Сосланбек Секинаев. – В социальном магазине, в магазине «5 звезд» и на фабрике. Ассортимент достаточно разнообразный. Помимо бройлеров первой и второй категории, производим 11 наименований полуфабрикатов: окорока, четвертинки, суповые наборы, голень, грудинка, фарш и т.д.
Уже два года в Туве ГУП «Птицефабрика «Енисейская» выращивает цыплят-бройлеров кросса «ИЗА-Дживи». Отличает кур этой породы от прочих мясистая грудинка. Еще один ее плюс – отзывчивость на корма: птица быстро набирает вес.
Основными поставщиками кормов на «Енисейскую» являются, по словам Сосланбека Секинаева, земледельцы из Ильинки, Элегеста, Чадана и Бай-Тайги. При необходимости зерно закупается в Красноярском крае и Хакасии. Витаминными добавками фабрику снабжает российско-голландская фирма «Техкорм», а соевым шротом — торговый дом «Амурагроцентр».
— От качества корма очень многое зависит, — рассказывает Сосланбек Секинаев.— Местный хлеб, например, очень вкусный, в том числе и потому, что в Туве земля родит очень вкусную пшеницу. Той же самой пшеницей мы кормим наших кур. Помимо нее, в рацион входят: соевый шрот, подсолнечное масло, жмых, горох, трикальцийфосфат и различные витаминные добавки. Все натуральное, никаких генномодифицированных добавок. Инъекции в мясо тоже не делаем. Зачем? Куры ведь и так в весе нормальные. За счет всего этого по качеству мяса наши куры даже превосходят привозных.
Жесткая технологическая дисциплина – второе важнейшее условие этого производства. За 40 дней откорма цыпленок должен стать кондиционным товаром. Поэтому автоматика четко отслеживает все параметры. На днях всех всполошила сирена. Сработал датчик контроля температуры воздуха в цехе. Она упала ниже положенных 32 градусов. Разобрались тут же: уменьшили подачу свежего воздуха системой вентиляции – температура воздуха поднялась до требуемой величины.
— На оборудование грех жаловаться, — признает Алим Хертек, оператор откормочного цеха. — Стоит оно затраченных денег. Вентиляция, кормление, поение и удаление помета — все автоматизировано. Поломки, конечно, бывают, но мы уже научились быстро устранять их.
Алим работает на птицефабрике с момента открытия в 2007 году. Сегодня может заменить любого сотрудника в подразделении.
— Ветку хорошо гнуть смолоду, сучок уже не согнешь, — улыбается директор предприятия, — поэтому мы приняли на работу молодежь с высшим образованием. Специалистов, конечно, не хватает. Я и ветврач сами учили людей, как и что нужно делать. Первую партию кур забивали почти месяц, а должны — неделю: не успевали обучать людей простейшим навыкам. Человек приходил на день-два и уходил. На втором выводе за 8 дней забили 45000 голов, это уже неплохо.
Вот вам и третье условие, без которого эффективное производство невозможно, каким бы совершенным оборудованием оно ни было оснащено. Кадры. Проще говоря, знающие, инициативные и добросовестные рабочие и специалисты.
Проблема рабочих рук понемногу теряет остроту первых после запуска фабрики месяцев. Уже и костяк коллектива вырисовывается. Сказывается и то, что средняя зарплата здесь до 8 тысяч рублей подросла, и то, что выплачивают ее день в день. Вскоре планируют обеспечить персонал бесплатными обедами, организовать продажу продукции по ее себестоимости.
А вот с командным составом – загвоздка.
Директор фабрики и ветврач – люди не местные. Не скрывают, что в Туве они – временно. Удерживает одно. Дали главе правительства обещание, что не уедут, пока не подготовят себе толковую смену.
Оказалось, в животноводческом регионе, учебные заведения которого выпускают ветеринаров десятками, нет готовых специалистов для птицеводства. Желающие занять эти посты, конечно, были. Но даже щадящую, для стажеров, нагрузку выдерживали только несколько дней.
А сколько наштамповали за последнее десятилетие вузы и ссузы страны дипломированных менеджеров продаж – счету не поддается. Но…
— Реализация продукции – наша ахиллесова пята, – сокрушается Сосланбек Секинаев. — Холодильники забиты мясом, нужно продавать. Нам рекомендовали людей, но ни один из них не удержался на предприятии: кто пьет, кто темпа не выдерживает. А продавать сложно, необходимо изучать рынок, понимать его законы. Пока же сбываем птицу, в основном, в школы и детские сады города. За Саяны отправляем очень мало.
Вот вам и наглядная иллюстрация простой мысли: вырастить, произвести – меньшая половина дела. Торговать тоже надо умеючи, особенно на рынке Тувы, который давно занят мощными конкурентами.
Памятуя о том, что товар, как и человека, встречают по одежке, — начали вручную упаковывать свою продукцию. Ассортимент ее расширили, сейчас замахнулись на готовку шницелей и котлет.
Но при всем этом Сосланбек Секинаев прекрасно понимает, что корень проблемы сбыта — в экономике производства. Да, в своих точках продаж можно конкурентоспособную цену держать за счет недобора доходов. Но торговцы только тогда выстроятся в очередь за воротами фабрики, когда отпускная цена будет им гарантировать такую же маржу, какую они имеют, скажем, от продаж ножек Буша. Выход один – снижать себестоимость.
С первого забоя здесь установился практически безотходный производственный цикл. Не то что внутренности – перья и те перерабатываются в корм. Запустили свою котельную. Тепло обходится теперь почти на 20 процентов дешевле, чем прошлой зимой, когда его покупали у ТЭЦ. Деловой выход цыплят в инкубаторе поддерживают на очень высоком для отрасли уровне – 81–83 процента – это тоже в копилку к плюсам. Просчитываются схемы создания агрохолдинга, который бы дал экономию затрат на производство кормов. А если вдобавок к нашим еще и в Красноярском крае на плодородных почвах свое производство зерна организовать?..
— Были бы свободные деньги, хоть сейчас начали заниматься производством яиц. Не хватает пока оборотных средств, чтобы закупить кур-несушек, – жалеет директор. – Тогда бы экономика предприятия совершенно иначе выглядела. Но… Москва не сразу строилась.
|
|