В Совете Федерации состоялось совещание на тему «Готовность
субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону 2022 года». Его провела
член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
Людмила Талабаева.
В режиме видеоконференции в обсуждении приняли участие
заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Сергей Аноприенко,заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий Илья Денисов, руководитель
Федерального агентства лесного хозяйства Иван Советников, сенаторы Дина Оюн,
Сергей Березкин, Елена Шумилова, более 100 представителей из 56 субъектов
Российской Федерации.
Людмила Талабаева сообщила, что мероприятие проводится во
исполнение решения Совета по вопросам развития лесного комплекса Российской
Федерации при СФ под председательством заместителя Председателя СФ Юрия
Воробьева. «Наша цель — рассмотреть ход подготовки регионов к пожароопасному
сезону текущего года и помочь им в решении проблемных вопросов. Мы обобщили все
предложения субъектов, передали в Министерство природных ресурсов и экологии РФ
для рассмотрения. После обработки включим их в итоговый документ совещания в
форме рекомендаций Правительству РФ, федеральным органам исполнительной власти
и будем дальше по ним работать», — отметила законодатель.
По словам сенатора, лесные пожары являются основным
фактором, оказывающим негативное воздействие на экологический и ресурсный
потенциал лесов Российской Федерации, в связи с чем проблема борьбы с ними
становится все более злободневной. В 2021 г. на территории страны
зарегистрировано более 15 тыс. природных пожаров на площади свыше 10 млн га.При этом режим ЧС в лесах муниципального характера вводился 68 раз в 23
субъектах Федерации, регионального характера – в 8 субъектах и межрегионального
– в 52. По предварительным подсчетам, экономический ущерб от лесных пожаров в
2021 г. составил 10,6 млрд рублей. При этом на долю Дальнего Востока пришлось
90 проц от этих территорий, большая часть – на Якутию: 8,1 млн гектаров. «На
сегодняшний день вопросы обеспечения пожарной безопасности продолжают
оставаться одними из важнейших в рамках государственной лесной политики», —
подчеркнула Людмила Талабаева.
Сенатор обратила внимание, что за последнее время в
профильное законодательство внесены кардинальные изменения, направленные на
обеспечение эффективной координации действий различных ведомств и структур в
целях профилактики и борьбы с лесными пожарами, а также повышения
ответственности всех участников лесных отношений, включая граждан. Так,
например, с января 2022 г. расширен спектр полномочий органов местного
самоуправления в сфере пожарной безопасности – к полномочиям органов местного
самоуправления муниципальных районов отнесено обеспечение первичных мер
пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и
сельских населенных пунктов. Изменены требования к муниципальным правовым актам
по пожарной безопасности, издаваемым на период особого противопожарного режима.
Приняты два федеральных закона, которые разграничивают
административную и уголовную ответственность за действия, которые привели к
лесному пожару. Первым — вводятся понятия «значительного ущерба» и «крупного
ущерба». В последнем случае дело переквалифицируется в уголовное. Значительным
предлагается считать ущерб в размере 10 тыс. рублей, крупным — 50 тыс. рублей.Одновременно поправки вносятся и в КоАП РФ. Изменения разграничивают составы
административных и уголовно наказуемых деяний, повлекших по неосторожности
лесные пожары, и усиливают ответственность за их совершение, пояснила сенатор.
Член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым
рынкам Дина Оюн отметила, что совместными усилиями, в том числе после
обсуждений на площадке Совета Федерации актуальных вопросов лесного комплекса и привлечения внимания сенаторами к проблеме недостаточной финансовой обеспеченности переданных полномочий было на 8,2 млрд
рублей увеличено финансирование мероприятий охраны лесов от пожаров в 2022 году по сравнению с 2021 годом. В целом на
эти цели выделяется в 2022 году 14,2 млрд рублей.
ВОПРОС ТУВИНСКОГО СЕНАТОРА ДИНЫ ОЮН К РУКОВОДИТЕЛЮ РОСЛЕСХОЗА ИВАНУ СОВЕТНИКОВУ
Однако, на взгляд тувинского сенатора, нуждаются также в
разрешении вопросы расчета нормативной обеспеченности кадрами пожарных
подразделений.
«В Туве, например, в авиалесоохране – 180 сотрудников, а с
нашими площадями – более 11 млн. га лесов, в том числе значительная их часть в
авиазоне, нужно еще, как минимум, 60 человек», - отметила Дина Оюн. На этот и ряд других вопросов, например, более полного обеспечения со стороны Рослесхоза возможностей авиационного мониторинга, внимание сенатора обратили в сентябре 2021 года в ходе посещения Оюн Тувинской базы лесоохраны десантники-парашютисты.
По информации руководителя Рослесхоза Ивана Советникова,
вопрос этот крайне актуален. И в том числе по актуализиации нормативов
обеспеченности не только кадровой, но и материально-технической. Проработка
этого вопроса ведется агентством во взаимодействии с Минфином России.
Людмила Талабаева подчеркнула, что основной причиной
возникновения лесных пожаров остается антропогенный фактор (в 66,7 проц.
случаев возникновения возгораний). Кроме того, согласно данным Генеральной
прокуратуры РФ, по итогам 2021 г. выполнение профилактических и
контрольно-надзорных мероприятий остается на низком уровне.
В ходе совещания были рассмотрены предварительные итоги
подготовки к текущему пожароопасному сезону и меры, необходимые для обеспечения
пожарной безопасности в лесах.
По итогам обсуждения его участники рекомендовали
Правительству РФ внести изменения в Правила противопожарного режима в
Российской Федерации, предусматривающие создание до начала пожароопасного
сезона вокруг населенных пунктов противопожарных минерализованных полос шириной
не менее 10 метров, установление требований по обновлению указанных
минерализованных полос в случае введения на соответствующих территориях особого
противопожарного режима, а также увеличение ширины минерализованной полосы до
1,4 метров на территориях, прилегающих к лесу с целью исключения перехода
ландшафтных (природных) пожаров.
Профильным ведомствам предложено активизировать деятельность
по координации и контролю субъектов РФ при реализации полномочий по охране
лесов от пожаров, исключив случаи формального проведения проверочных
мероприятий. Кроме этого важно обеспечить закрепление в нормативных правовых
актах единых критериев установления границ зон контроля лесных пожаров и об их
обязательном согласовании с уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти;
Также требуется принять меры к повышению уровня
противопожарного обустройства особо охраняемых природных территорий и
оперативности борьбы с ландшафтными пожарами.
Федеральному агентству лесного хозяйство совместно с
Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и МЧС
России рекомендовано осуществлять постоянный мониторинг районов с высоким
классом пожарной опасности в целях обеспечения безопасности населения и защиты
населенных пунктов в пожароопасный сезон.
Субъектам Российской Федерации необходимо уделить особое
внимание устранению недостатков, выявленных в ходе проверок готовности к
пожароопасному сезону, руководителям регионов взять под личный контроль ход
подготовки к пожароопасному сезону 2022 года.
В мероприятии приняли участие сенаторы Российской Федерации,
представители Генеральной прокуратуры РФ, Министерства природных ресурсов и
экологии РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России),
Федерального агентства лесного хозяйства
|