|
Оленеводы, собиратели, староверы. А ещё — кочевники, животноводы и, конечно, борцы. Самобытность тувинцев — пожалуй, самого культурно богатого саянского народа — насчитывает несколько тысячелетий. Их традиции и нравы были воспитаны сложным климатом и горным рельефом, а также непростыми взаимоотношениями с соседними монголами и китайцами. Жизнью и смертью здесь правят шаманы, жилища строят по законам астрономии, и практически в каждом уголке существует своя легенда о спрятанной здесь могиле Чингисхана, дорога которого пролегала когда-то через всю республику. По одному из таких преданий, тувинцы считают себя его потомками.
В Туве совсем нет железных дорог, а до некоторых мест можно добраться лишь вплавь (а иногда и вовсе только по воздуху). Но именно благодаря этому здесь удалось сохранить особую первородную культурную идентичность и природную романтику.
Проект "Путешествия с РГО" совместно с туроператором Sibway Tour представляет коллекцию экспедиционных туров по аутентичной труднодоступной Туве на внедорожниках "ГАЗ Соболь" и "УАЗ Патриот". Маршруты включают самые увлекательные и нетуристические точки этой земли с удобным перемещением: кемпинговое оборудование позволяет комфортно разместиться в отсутствие цивилизации в любое время года, а проводники из числа местного населения раскроют быт и традиции изнутри, пригласив побыть на время их частью.
Предлагаем 10 самых интересных локаций Тувы, куда обязательно стоит добраться!
Центр Азии. Кызыл, набережная имени К. Шойгу.
Если за право обладателя географического центра Европы борются более шести стран, то претендентов на центр Азии всего три: один — в Китае и два — в Туве. Более старый, Салдам, вычисленный по картам XIX века, и современный, расположенный в месте слияния двух Енисеев — Большого и Малого, где стоит город Кызыл — столица Республики Тыва. Гипотетическую точку венчает исполненная аутентичной символики скульптура в духе ранней тувинской культуры.
Основа композиции — 12-метровый обелиск из трёх львов-арзыланов, священных буддийских талисманов, которые держат на плечах земной шар. Из его верхушки исходит луч из сотен сплетённых меж собой зверей в тщетной попытке достичь неба. Единственный, кому это удаётся, — горделивый солнечный олень, копия найденного в местных землях артефакта. Львы стоят на постаменте, украшенном восточными драконами, вокруг — 12 анималистических фигур, символизирующих буддийский гороскоп. По задумке автора, монументальная конструкция проводит параллели с культурой шаманов и добуддийских культов, царивших в этих землях вплоть до XVII века, что ещё больше погружает путешественников в культурные традиции центра Азии.
Кстати, географический центр России находится на этой же долготе, но на 2000 километров севернее, на южной оконечности плато Путорана, близ озера Виви. Точка была определена ещё в 1992 году Петром Бакутом в ходе научной экспедиции. В 2014 году, после воссоединения Крыма с Россией, географический центр переехал на несколько сотен метров южнее.
Алдын-Булак. Кызылский район, Балыктыг-Хараар
Этнокомплекс под открытым небом — возможность полностью погрузиться в кочевую культуру тувинцев. Предположительно здесь в разные времена располагались средневековые монгольские стойбища, а также, по легендам, в этих землях покоятся останки Чингисхана. В переводе с тувинского Алдын-Булак означает "Золотой источник": вид сверху напоминает движение планет вокруг Солнца, на вершине — двухметровый Будда наблюдает за жизнью Вселенной.
Юрточный город стоит на берегу Енисея, в ладони, вокруг которой высятся пять пальцев-гор. Гости могут разместиться в тёплых традиционных жилищах, где воссоздан классический тувинский быт: внутри есть разделение на женскую и мужскую части, а также пространство для детей. Помимо юрт для проживания доступны чумы — жилища обитателей Северной Тувы. Здесь есть также свои врата Шамбалы, к которым ведёт лестница, вырубленная в скале.
В центральной юрте, обозначающей Солнце, — ресторан местной кухни. Здесь готовят буузы — своего рода хинкали, напоминающие все те же юрты, с отверстием вместо хвостика, обеспечивающим циркуляцию воздуха. Среди прочих деликатесов — суп из баранины и традиционный солёный чай с молоком и маслом. Кстати, здесь можно взять несколько уроков у местных мастеров горлового пения.
Староверы Сизима. Каа-Хемский кожуун, с. Сизим
Сизимский сумон (аналог районных центров) — россыпь небольших дворов, где живут старообрядцы часовенного согласия, бежавшие за Урал во времена гонений при Николае I. Свои службы они проводят в часовнях, отсюда и название. Местность эта удалена от Кызыла всего на 150 километров, однако добраться сюда довольно сложно. Летом — на лодках по порожистому Малому Енисею или по грейдеру, зимой — на снегоходах. Познакомиться с традиционным укладом тувинских староверов, словно замершим в глухой тайге на несколько столетий, можно в одном из трёх сёл — Сизим, Эржей и Ужеп.
Верховья Малого Енисея, по-местному — Каа-Хема, — настоящий оазис среди пустынных безлесых холмов. Сосновые рощи и живописные излучины реки словно создают особый мир, где время остановилось. Для туристов здесь есть своя база отдыха — маленькие домики, дровяная баня, простая, но сытная таёжная пища с настойками на местных травах и ягодах. Здесь можно научиться катать валенки, печь пироги на закваске и ловить рыбу подо льдом.
Оленеводы Тоджи. Тоджинский кожуун, с. Тоора-Хем
Тоджинцы — субэтнос тувинского народа, проживающий в одноимённом кожууне (муниципальном районе), традиционно занимающийся оленеводством. Столица Тоджи, Тоора-Хем, — самый труднодоступный район Тувы. Тайга, окружённая хребтами гор, богата ягелем и пресными озёрами, благодаря чему тоджинцам удалось вывести особый вид оленя, которого легко можно одомашнить. В отличие от своих южных братьев, тоджинцы не строили юрт — временные стойбища оснащались коническими чумами из коры деревьев, которые на зиму укрывались оленьими шкурами.
Оленеводство до сих пор главный промысел жителей высокогорья. Летом стада пасутся на вершинах плато, где много подножного корма, а зимой их пригоняют ближе к сёлам. В этот период каждый год проводится День оленевода, куда съезжаются охотники со всего края. Среди соревнований — навьючивание оленей на скорость, скачки и выставка трофеев.
Здесь можно попробовать местную охотничью кухню, изучить традиционные ремёсла, побывать на местной ярмарке и научиться седлать оленей и ездить на них верхом, а также поучаствовать в традиционных для этих мест шаманских ритуалах.
Долина царей. Пий-Хемский район, курган Аржаан-2
Ещё в домонгольскую эпоху эти земли находились под властью скифских кочевников, о чём свидетельствуют цепочки курганных захоронений вождей, которые получили название Долина царей. Находки — доспехи, оружие, украшения, а также золотой олень, венчающий шпиль монумента "Центр Азии" в Кызыле — относят ориентировочно к XI веку до н.э. Крупнейшими признаны курганы Аржаан-1 и Аржаан-2: здесь нашли более 20 килограмм золота, которое теперь экспонируется в Национальном музее Тувы.
В 2017 году в Долине царей был открыт туристический маршрут с информационными модулями, рассказывающий об истории кочевых народов Азии и открытиях, которые были сделаны учёными-исследователями. Места для курганов выбирались с поразительной математической (а также астрономической и географической) точностью. Своим расположением они напоминают солнечную систему, а их последовательность свидетельствует о родовой преемственности скифской знати. По оценкам специалистов, возраст находок в тувинских курганах намного больше тех, что были обнаружены в Причерноморье, поэтому можно предположить, что именно здесь и зародилась скифская культура.
Заповедник "Азас". Тоджинский кожуун, с. Тоора-Хем
Панорамы Восточных Саян, горные озёра и реки, вулканы и каньоны, тундра и луга — сложно представить себе весь калейдоскоп природных богатств, собранных в одном месте. Заповедник "Азас" — особая часть высокогорной Тувы, здесь обитает краснокнижный тувинский бобр и снежный барс, встречаются заросли сибирских кедров. Саяны здесь расположены в районе бывших покровных ледников и являются эталоном горных ландшафтов Северо-Западной Тувы. Лето, а точнее, безморозная часть года здесь длится меньше двух месяцев, а зимой толщина снега может достигать метра.
По заповеднику проходит этнографический маршрут "Тропою оленных людей". Начало — в посёлке Тоора-Хем, берегом до самого большого ледникового озера Тоджийской котловины Азас, затем тропа ведёт к визит-центру под открытым небом, где воссоздано традиционное стойбище оленеводов — два чума и хозблок с домашними оленями. Здесь живёт и трудится потомственный тоджинец-оленевод, который расскажет обо всех деталях своего нехитрого быта. Рядом на возвышенности оборудована смотровая площадка, откуда открывается панорамный вид на горы и озеро.
Сердце Тувы. Улуг-Хемский кожуун
Крутые склоны и острые пики горы Хайыракан, с некоторых ракурсов напоминающей египетские пирамиды, стали сакральным местом не только у шаманов, но и у буддистов: в конце прошлого века далай-лама освятил его и нарек сердцем Тувы. У подножия горы проводятся разные языческие обряды, моления буддистов, а также проходит местный фестиваль мод "По тропинкам к сердцу Тувы", в котором принимают участие молодые дизайнеры, работающие с национальными тувинскими мотивами в одежде.
Неудивительно, что о горе сложено множество легенд. По одной из них, в недрах подгорных пещер похоронен старец, родоначальник тувинского народа, по другой — колдунья, не дождавшаяся с охоты сына, на которого напал медведь, превратила животное в камни. Кстати, в переводе с тувинского Хайыракан означает "медведь, хранитель земли", а очертания склонов горы напоминают медведя, пьющего воду.
Дорога Чингисхана. Саяно-Шушенская ГЭС
В Саянском каньоне, по левому берегу Енисея, можно найти необъяснимый артефакт: монументальная кладка из каменных плит, проложенная вдоль обрывистых изгибов реки, частично теряющаяся под водами Саяно-Шушенского водохранилища, которая простирается почти на 80 километров. По легенде, здесь когда-то пролегали торговые пути, по которым двигалась великая армия во главе с Чингисханом, поэтому местные жители назвали эту дорогу в его честь.
Здесь же на скальных выходах и отдельно стоящих камнях можно встретить петроглифы со схематическим изображением сцен охоты на диких животных.
Пор-Бажын. Тере-Хольский кожуун
Развалины цитадели Пор-Бажын, в переводе с местного "глиняный дом", находятся на небольшом острове посреди озера Тере-Холь и датируются 777 годом — эпохой власти Уйгурского каганата. По первоначальной версии исследователей, эти укрепления носили военный характер, предполагалось также, что здесь находилась ставка правителя каганата Бояна-чора. Однако в дальнейшем при помощи радиоуглеродного анализа спилов лиственницы из стен Пор-Бажына удалось установить точную дату постройки и её назначение, которое оказалось манихейским храмовым комплексом.
Синкретическое религиозное сооружение, которое вобрало в себя черты христианских, зороастрийских и буддийских верований, было воздвигнуто сыном Бояна-чора, однако через несколько лет, в ходе переворота, он был убит, а храм был разрушен чередой землетрясений. Сложный архитектурный рисунок лабиринтов зданий напоминает тибетскую мандалу. Необычность расположения и красота этих культовых руин породили множество поверий, большинство из них связано с озером, в котором обитают разные духи, питающиеся страхами человека.
Горячие источники
Тувинские земли богаты целебными источниками — аржаанами, что в переводе означает "святая вода": их здесь более 50. Часть из них — горячие ключи, температура которых достигает 80 градусов. Самые известные и легкодоступные — радоновые ванны Шивилиг и Арголик, посложнее — Уш-Белдир, он же Северный аржаан, и Тарыс, Южный аржаан, — азотные термы, аналогичные горячим термам Кавминвод.
Самый сложный по доступности (добраться можно только вертолётом, и то в хорошую погоду), но самый красивый — аржаан Чойган, в переводе "пихта": в межгорном ущелье, в месте слияния двух бурных рек, бьют горячие ключи, вокруг которых раскинулся живописный пихтовый лес, наполняющий округу дивным ароматом хвои. Уникальность комплекса в том, что углекислый газ здесь находится как в растворённом, так и в диффузном состоянии. Температура источников достигает комфортных 45 градусов, бальнеотерапия рекомендована для самого широкого круга заболеваний, а на вкус вода напоминает знаменитую сельтерскую.
|
|