|
Объём оттока денежных средств из Республики Тыва составил в первом полугодии около 16 млрд рублей. Иными словами, формально жители Тувы закупают товары и услуги в других регионах на эту сумму, что составляет 23% от всех доходов, полученных на территории республике (70 млрд рублей). Эти цифры прозвучали в докладе Министра финансов Республики Тыва Орлана Достая на Аппаратном заседании правительства Тувы в рамках рассмотрения выполнения плана налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета за I полугодие 2021 года.
Тува ежегодно обеспечивает средний прирост собственных доходов на 8% или 455 млн рублей, но это не позволяет обеспечить потребности региона в полной мере, так как ежегодный прирост расходов бюджета в среднем составляет 10% или 2,5 млрд рублей. Поэтому республика нуждается в значительном повышении доходов бюджета.
С января по июнь в бюджет республики поступили налоговые и неналоговые доходы на общую сумму в 4 378 млн рублей, что на 21% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом основную долю в собственных доходах занимают шесть налогов: налог на прибыль, НДФЛ, акцизы на нефтепродукты, налог на совокупный доход (спецрежимы), налог на имущество и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Тем не менее, по динамике роста собственных доходов среди субъектов Сибирского федерального округа (СФО) республика с показателем 121% занимает лишь 7 позицию, среди субъектов РФ – 55 место. В СФО этот показатель равняется 129%.
Если сравнивать доходы бюджета на душу населения, то в республике за 1 полугодие на одного жителя приходилось лишь 13 тыс. рублей, что является самым низким показателем среди субъектов СФО. Средний показатель по Сибири – 34,5 тыс. рублей, по РФ – 41,2 тыс. рублей. Если сравнивать показатели по средней налоговой нагрузке на предпринимателей на душу населения, наш регион опять же занимает последнее место.
Причин формирования таких неутешительных данных несколько. Это и низкая собираемость налогов, которые составляют доходную часть бюджета. Для увеличения налоговых сборов уже в сентябре начнется работа по рассылке налоговых уведомлений с начислениями имущественных налогов за 2020 год. Другая причина – низкая финансовая дисциплина бюджетных учреждений, которые вовремя не оплачивают сборы. На начало августа за бюджетной сферой республики уже имеется задолженность по налогам и страховым взносам в сумме 417 млн рублей. У учреждений, которые финансируются напрямую из республиканского бюджета, задолженность практически отсутствует, при этом имеется значительная недоимка по системе здравоохранения в сумме 162,1 млн рублей. Также задолженность имеется у муниципальных учреждений г. Кызыла в сумме 125 млн рублей.
Орлан Достай подчеркнул, что нужно проводить работу по повышению финансовой дисциплины бюджетных учреждений и применять меры дисциплинарного взыскания в отношении руководителей, допустивших возникновение задолженности по налогам и сборам, так как данные нарушения ежегодно приводят к пеням и штрафам, что ложится дополнительным бременем на бюджет республики. По данным налоговой инспекции, пени республиканских ведомств на сегодня составляют 33 млн рублей.
Если рассматривать доходный потенциал республики в целом, то зависимость нашего бюджета от бюджетной сферы в разы превышает уровень регионов-соседей, если у нас 54%, то, к примеру, в Красноярском крае - 7%, Иркутской области - 11%, Новосибирской области - 14%, Омской области - 17%, Алтайском крае - 19%.
Для повышения доходного потенциала региону нужно создавать больше обрабатывающих производств и развивать оптово-розничную торговлю для предотвращения оттока денежных средств в другие регионы и развитие внутреннего рынка.
На территории республики в отрасли торговли работают только семь иногородних организаций с официальной регистрацией: «Светофор», «Хороший», «Фикс прайс», «ДНС», «Спортмастер», «Кари», «Глория Джинс». Налоги не зарегистрированных предприятий уходят в другие регионы.
|
|