|
Виктор Шогжапович Кок-оол (1 марта 1906 — 20 февраля 1980) — писатель, поэт, композитор, драматург, артист, первый диктор тувинского радио, именем которого назван Национальный музыкально-драматический театр. Он родился в Овюр-Торгалыг Танну-Тувы. Самостоятельно освоил грамоту, окончил Коммунистический университет трудящихся Востока, государственный театральный институт им. А. Луначарского.
В 1925 году вступил в ряды революционной армии Тувинской Народной Республики. Работал в отраслях народного образования и культуры, с 1938 года преподает в театральной студии при Тувинском музыкально-драматическом театре, был ее директором, режиссером, артистом муздрамтеатра. Один из зачинателей тувинской литературы. Драматург.
Литературной деятельностью начал заниматься с 1934 года. В 1935 году ставят на сцене его первые пьесы: «Не забывайте джут», «Чалым-Хая».
В своем актерском творчестве претворял опыт русской театральной культуры и национальной художественной традиции.
Автор пьесы "Хайыран бот" (1937, Тувинский театр) о трагической участи женщины в дореволюционной феодальной Туве, лирической комедии "Ах, красавица" (1959) и исторической драмы "Самбажык" (1963) о восстании тувинских аратов в конце XIX века. Создал ряд популярных песенных мелодий.
С 1942 года-член Союза писателей Тувинской Народной Республики, с 1945-член Союза писателей СССР. Член Союза всероссийских театральных работников. Награжден орденом «Знак Почета», медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Заслуженный артист РСФСР, народный артист Тувинской АССР. Его именем назван Тувинский музыкально-драматический театр.
Предлагаем вашему вниманию отрывок из диссертации кандидата филологических наук Алимы Херел, посвященной творчеству Виктора Кок-оола (2018г).
«Виктор Кок-оол стоял у истоков формирования тувинской драматургии. Одна из лучших его пьес - «Хайыраан бот» («Эх, жизнь моя горемычная!») (1937) стала любимым произведением тувинских зрителей. Именно с постановки этой пьесы открылся в 1940 году музыкально-драматический театр-студия в Туве. Она предлагала самые разнообразные режиссерские трактовки и на протяжении многих лет не сходила со сцены тувинского профессионального театра и любительских народных коллективов. Его драма «Самбажык», поставленная в первой половине 1960-х гг. первым профессиональным режиссером Тувы С. Оюн, стала ярким достижением молодого тувинского театра.
Интерес В. Кок-оола к драматургии был предопределен как особенностями индивидуального мировидения, так и жизненным опытом. Его художественное мышление было основано на глубоком знании устного народного творчества своего народа, он является одним из первых его собирателей и исследователей, и в его произведениях предстает картина творческого освоения богатств тувинского фольклора. Известные в Туве сказители Будургей, Дойлаар-оол, Ырлаар-Уртунчап, репертуар которых составлял свыше ста богатырских сказок, легенд, притч, оказали большое влияние на творческое становление и формирование мировоззрения будущего драматурга. Кроме того, с детских лет В. Кок-оол слышал шаманские камлания матери - известной шаманки Овюра, одного из районов Тувы, от нее унаследовал дар импровизации.
Жизненный и творческий путь автора характеризуется многообразной и плодотворной деятельностью в самых разных областях культурной жизни молодой республики: он был артистом, директором Тувинского национального театра, пробовал себя в режиссуре, был одним из первых тувинских композиторов. За свою долгую актерскую судьбу, заслуженный артист РСФСР В. Кок-оол сыграл свыше 50 ролей, которые составляют классику тувинского актерского искусства, при его участии создавались самые значительные спектакли родного театра.
Всего В. Кок-оол написал 11 пьес. Первые из них - 2 одноактные пьесы были написаны после окончания учебы в Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ) (1928-1932). После учебы в Москве в ГИТИСе (1935-1936) начался новый этап в его творчестве, были написаны одноактная драма «Эки хүн» («Добрый день») (1937), первый и второй варианты пьесы «Хайыраан бот» («Эх, жизнь моя горемычная») (1937, 1943). В 1960-1970-е годы, после окончания Высших литературных курсов при Литературном институте имени А.М. Горького (1955-1957), им созданы пьесы «Ах, чаражын» («Ах, красавица!») (1959), «Алдын-Чечек» («Золотой цветок») (1960), «Малчын» («Животновод») (1961), «Самбажык» (1963), «Чаргы» («Разбирательство») (1965), «Найырал» («Дружба») (1965) в соавторстве с С. Пюрбю, «Ийистепкен ирт» («Овца принесла двух ягнят») (1976).
История зарождения и становления тувинской драматургии впервые профессионально была исследована основоположником тувинского литературоведения А.К. Калзаном в его диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Становление тувинской драматургии» (1961) и в ряде других его научных статей, например: «К вопросу о закономерностях развития тувинской драматургии», где определяется народность произведений писателя и впервые обосновывается жанровая природа пьесы «Хайыраан бот» («Эх, жизнь моя, горемычная») как трагедии, обращается внимание на фольклорную основу пьесы «Эки хүн» («Добрый день»). В работах А. Калзана драматургическое творчество писателя рассматривалось в ряду произведений других драматургов: С. Тока, С. Сарыг-оола, О. Саган-оола, С. Пюрбю и др., также сыгравших большую роль в зарождении тувинской драматургии. Творчеству В. Кок-оола посвящены статьи М. Хадаханэ «Виктор Кок-оол», Ч. Чап «Каям, Хайыраан бот», З. Самдан «Первая тувинская героическая драма: "Самбажык" В. Кок-оола», Л. Мижит «Дорога начинается». Драматургия В. Кок-оола анализировалась в «Очерках истории тувинской литературы» (1964), составителями которых являются литературоведы А. Калзан, М. Хадаханэ, Д. Куулар, где В. Кок-оол назван первым тувинским профессиональным драматургом. В первом томе «Истории тувинской литературы» (2013) дается общая характеристика его одноактной драматургии 1930-х годов.
Тувинская драматургия как целостное художественное явление в литературе Тувы до сих пор не изучена в полном объеме. После работы А. Калзана «Становление тувинской драматургии», написанной в 1961 году, идейно-художественные процессы, происходившие в тувинской драматургии, практически не изучались, а творчество В. Кок-оола не становилось предметом специального монографического исследования».
|
|