27 июля в Ухте состоялось выездное расширенное заседание Секции транспортного и инфраструктурного развития Арктической зоны РФ Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Участниками стали сенаторы России, представители федерального Минтранса, Правительств Республики Коми и Ненецкого автономного округа, представители регионального предпринимательского сообщества, а также Московского дорожного университета, приглашённые эксперты.
Основными темами для обсуждения стали применение уникальных технологий в дорожной отрасли на северных территориях, реализация «вертикального» северного дорожного проекта, проблемы развития авиационного сообщения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель от органов исполнительной власти Коми Дмитрий Шатохин отметил, что сейчас стоит задача – наметить вектор развития на ближайшие 2-3 года. К слову, в Арктическую зону входят четыре муниципалитета Коми — Воркута, Инта, Усинск и Усть-Цилемский район.
Дмитрий Шатохин в самом начале заседания акцентировал внимание на том, что Указом Президента России были утверждены Основы государственной политики в Арктике на период до 2035 года. Один из разделов посвящён вопросам развития инфраструктуры Арктической зоны. Сюда входят следующие задачи: расширение возможностей судоходства, включая проведение дноуглубительных работ, расширение сети аэропортов и посадочных площадок, обеспечение транспортной доступности населённых пунктов, не имеющих связи с сетью автодорог общего пользования.
В рамках поездки сенаторы успели осмотреть ход реконструкции участка строительства дороги Сыктывкар – Усинск – Нарьян-Мар, а также уже отремонтированный аэропорт в Ухте.
Проблема транспортной доступности северных регионов страны является одной из самых актуальных. Чтобы соединить дороги Коми с дорогами общего пользования соседних субъектов было начато строительство автодороги «Сыктывкар – Усинск – Печора – Нарьян-Мар». Дорога идёт через основные промышленные центры Коми и НАО. Трасса во многих местах разрывается, поэтому есть необходимость соединить участки, отремонтировать их в тех местах, где асфальт уже пришёл в негодность.
Вопрос о качестве дорог, которое особенно важно в суровых климатических условиях, остро стоял на повестке заседания. Однако, современные требования и стандарты дорожного полотна становятся достижимыми благодаря использованию инновационных материалов. Проще говоря, дорожной магистрали будет не страшна ни вечная мерзлота, ни тундровая зона, ни заболоченные участки.
До этого на заседании Совета Арктики и Антарктики при СФ уже была затронута проблема развития полярной и арктической малой авиации. Участники отметили тогда жаркую дискуссию и озабоченность регионов. Их волновали вопросы необходимости наличия чёткой программы развития опорных аэропортов на Севере, помощи в обновлении флота воздушных судов региональных авиакомпаний и применения специальных технологий при обустройстве аэродромной сети.
– Сегодня блок законов по Арктике принимается не только для нефтегазового бизнеса, но и для предпринимателей муниципального уровня, например тех, кто занимается социальным развитием на своей территории, – отметил Владимир Семёнов, член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, сенатор от Красноярского края.
В обсуждении участвовали Дмитрий Лаптев, заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации и Илья Белавинцев, замдиректора Департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса России. В режиме видеоконференцсвязи к беседе присоединился Михаил Фомин, начальник управления строительства Департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта НАО.
Практически каждый из участников заседания выступил с семиминутным докладом, а после собравшиеся приступили к обсуждениям и взаимным вопросам.
– Я увидела, что в Республике Коми есть четкое взаимодействие между разными уровнями власти - муниципальной, региональной (в лице Министерства строительства и дорог Республики Коми) и федеральной. Когда есть общее понимание механизмов решения вопросов, слаженность, взаимодействие, в том числе понимание со стороны федеральных министерств проблем региона - тогда все это работает, – добавила Дина Оюн, член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, сенатор от Республики Тыва.
В своем блоге позднее Дина Оюн отметила итоги командировки в Ухту.
"Два дня отработали с коллегами-сенаторами и #МиндортрансРФ на выездном заседании транспортной секции по вопросам Арктики в Ухте (Республика Коми). Вопросы развития дорожной сети (создания опорной сети), применения новых технологий в дорожном строительстве (ученые МАДИ), малой авиации с выездом на сами стройки. Преображение аэропорта Ухты (помощь газовиков!). Стройка века - дорога из Ухты в Нарьян-мар (Ненецкий автономный округ), где во время стройки даже приходилось выставлять наряды с автоматчиками (лихачи на фурах игнорировали ограничения и дорожников!). Спасибо #ДмитрийШатохин за инициативность! - отметила Оюн. - С удовольствием познакомилась с работой мэра Ухты Магомеда Османова - (благодаря 500 млн от газовиков!) в центре города создана вокруг маленькой речушки замечательная набережная! В почти белые ночи здесь много молодежи. Подробно попытала Минтранс по новой программе реконструкции мостов (очень долгожданной для Тувы с более чем 6000 рек!). Будем участвовать! Практический обмен опытом и совместный поиск нормативно-правового решения похожих проблем - это все возможности нашей палаты регионов - Совета Федерации!"
В проект решения совета в Ухте были внесены такие предложения Правительству России, как рассмотрение возможности разработки дорожной карты обновления парка воздушных судов на Крайнем Севере и в Арктике, проработка дополнительных мер поддержки владельцев аэропортовой инфраструктуры, включение Республики Коми в субъекты России, при расчёте субсидии которым применяется коэффициент, учитывающий удалённость и труднодоступность территории и т.д.
В этот же документ вошёл ряд предложений Минтрансу России, Министерству промышленности и торговли России, Минобороны, Федеральной службе госстатистики, органам госвласти, находящимся в составе Арктической зоны.
|