Когда
внизу с надеждой смотрит пехота, в небе фронтовом идут смертельные бои… Военнослужащие и сотрудники Росгвардии
продолжают рассказывать о подвигах своих предков во время Великой Отечественной
войны.
В
день празднования 75-летнего юбилея Великой Победы героической историей подвига
своей бабушки гвардии капитана Александры Еременко поделился заместитель
начальника Управления Росгвардии по Республике Тыва полковник полиции Вадим
Бондарев. Штурман эскадрильи пикирующих бомбардировщиков, хрупкая, но мужественная
и отважная девушка Александра оставила своим потомкам свой фронтовой дневник,станицы из которого семья прочитывает в День Победы за праздничным столом.
Из
воспоминаний Александры Еременко. «1943 год. 31 августа. Стоим под Ельней.
Третий день ведем наступление. Которые сутки не удается выспаться. По заданию
командования в воздух скоро поднимется весь Гвардейский бомбардировочный
авиационный корпус. Нужен мощный удар с воздуха. Экипаж, где не первый год
штурманом вместе с командиром Саше Кривоноговой и стрелком-радистом Раифом
Абибулаевым, выполнял утром особо сложное задание. Нужен был предельно точный
бомбовый удар: вблизи позиций противника залегла наша пехота. Ошибка могла
стоить жизни сотням наших солдат. Проверила расчеты, внесла поправки на снос.
Фашисты заметили нас, открыли ураганный огонь. Я спокойна. Я вся внимание. Мы
не свернем с боевого курса. Для меня уже не существует ни зениток, ни снарядов,
что рвутся вокруг как одуванчики. Глаза впились в перекрестие прицела… Есть.
Цель поймана! И 1100 килограммов полетели вниз. Внизу с надеждой смотрит наша
пехота. Секунды – и гигантский черный столб поднимается к небу. Точнее быть не
может. Сразу послу удара пехота бросается в атаку, не давая врагу опомниться.
Задание выполнено!
Теперь
скорее домой. Тут только замечаю, что с машиной что-то неладно. Кривоногова –
первоклассный летчик. В технике пилотирования ей равных нет, но это не ее
«почерк». Мелькает догадка – она ранена. В сердце холодеет. В этот момент в
шлемофоне слышится спокойный голос командира «Заклинило управление, перебиты
тяги, иду на моторах. Как только отойдем от линии фронта, экипажу покинуть
самолет на парашютах. Как поняли?»
Мы
прекрасно все поняли. Положение серьезное. Самолет неуправляем. На моторах
можно идти только по прямой, но нельзя так идти бесконечно. Единственный выход – прыгать. Пока машина в
надежных руках, прыгать можно было спокойно. Но как будет прыгать сама
командир? Кто удержит тяжелый двухмоторный бомбардировщик, пока летчик выберется
из кабины?
Шли
минуты… Снова в шлемофоне голос Кривоноговой:
-
Почему не выполняете команду? Почему медлите?
-
А как же ты? – спрашиваю я.
-
Я буду сажать машину.
-
Если ты не будешь прыгать, то и я тоже – заявляю я решительно.
Абибулаев
также отказался покинуть борт…
Наконец
аэродром. Со взлетно-посадочной полосы быстро уходят только что приземлившиеся
самолеты. Спешат санитарная машина и трактор. На земле уже все знают. Расчет
должен быть исключительно точным. Никакого промаха, никакой ошибки! Штурвал в
машине мертв. В случае неточного захода на «Т» - неминуемая катастрофа. В
распоряжении летчика только моторы и триммера. Нервы у всех на пределе… Из-за
леса прямо сходу заходим на посадку. Все ниже и ниже… Вот самолет коснулся
земли, и мы мчимся по полю. Выключены моторы, остановились винты. Вздох
облегчения прокатился по аэродрому. К нам бегут летчики, техники, командиры с
горячими поздравлениями! Вот и закончился
еще один тяжелый день войны. Сколько их еще будет...»
В
небе фронтовом Александра Еременко сбила 13 фашистских самолетов. И вся грудь в
медалях: Орден Ленина, Орден боевого Красного знамени, Орден Красной Звезды,
Медаль «За боевые заслуги», Медаль «За отвагу»,«Медаль за оборону Сталинграда» и знак «Заслуженный штурман СССР». А
после войны Александра Давыдовна Еременко прожила долгую счастливую жизнь.
|