|
Экспозиция создана в рамках большого, десятилетнего проекта трех тувинских мастеров – Александра Баранмаа, Хеймер-оол Донгака и Юрия Ооржака. В 2010 году передвижная выставка побывала на Тайване, а потом отправилась по сибирским городам – в Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск и Барнаул. На днях камнерезы посетили Омск. Их работы разместились в Музее им. М. Врубеля.
Смотришь на карту: Тыва, казалось бы, не такой уж и далекий наш сосед. Но искусство мастеров-камнерезов совершенно не известно широкой аудитории. А между тем оно исконно самобытное. И только диву даешься, как обычные глыбы превращаются в удивительные творения. К слову, только в 1965 году появилась тувинская организация Союза художников, в состав которой вошли в основном народные мастера-камнерезы. С этого времени они начали активно участвовать в выставках.
Несмотря на то что традиционно это мужской вид творчества, не уступают в нем и женщины. Конечно, это не приветствуется со стороны сильного пола. Но все же единичные случаи есть: имея за плечами вовсе не профильное образование, упорством и трудом несколько женщин доказали, что тоже достойны представлять этот вид декоративно-прикладного искусства. Одна из них даже завоевала престижную государственную премию.
Тувинцы работают с двумя основными видами камней. Первый – агальматолит, с тувинского – «камень, который можно резать». На мастер-классе в выставочном зале музея мастера предоставили всем желающим возможность самим попробовать преобразить этот камень, оттенки которого могут быть от белого до буро-красного. Не стали исключением и корреспонденты «Вечёрки». И впрямь агальматолит оказался таким мягким, что можно создавать композиции и орнаменты обыкновенным резцом. Вот только той сноровки, что вырабатывается у камнерезов с младых ногтей, конечно же, не хватило. Второй вид камня – черный серпентинит. Он тверже, оттого и мастеров, которые с ним работают, меньше.
Кстати, все необходимые инструменты для грубой обработки фигур из камня тувинцы делают сами.
– В традиционном камнерезном искусстве надо вести работу только ножом. Чтобы камень как художественное произведение не превратился в пластмассовый ширпотреб, его нельзя полностью полировать, – раскрыл секрет лауреат Национальной премии «Русская галерея – XXI век», камнерез Александр БАРАНМАА, на глазах у омичей вырисовывающий самодельным долотом гриву верблюда. – Ножом придаем рельеф, глубину, объем. Шлифуем только выступающие части изображения.
В работах тувинцев отражается повседневная жизнь и быт народа, есть мифологическая, анималистическая темы. Кстати, верблюд – один из любимых сказочных героев, потому его часто изображают. Согласно народному фольклору, раньше он был красивее, чем сейчас. А все потому, что по доброте душевной отдал лошади свой хвост, а оленю – ветвистые рога, чтобы они красивыми сходили в гости. Но не вернули те отданного им, как другие животные – копыт. Оттого и ходит верблюд, обиженный, с надутой губой, того и гляди плюнет. Нередко мастера обращаются к образу дракона (тувинцы исповедуют буддизм).
Камнерезные работы тувинцев есть во всех музеях России. А после открытия выставки несколькими экземплярами пополнился фонд Омского музея им. М. Врубеля, в котором данное искусство не насчитывало и десятка экспонатов.
|
|