Управление
Росреестра по Республике Тыва выполняет функции по осуществлению
государственного земельного надзора с целью защиты законных прав и интересов
правообладателей от действий нарушителей земельного законодательства Российской
Федерации путем объективного установления обстоятельств совершения
правонарушения. Частым нарушением требований земельного законодательства
на территории Республики Тыва является самовольное занятие земельного
участка или его части, в том числе использование земельного участка или его
части без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на него,
ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
За 1 квартал
2018 года
государственными инспекторами по использованию и охране земель
(госземинспекторами) Управления проведено
416 проверок соблюдения требований земельного законодательства. Из них 244
плановых и 172 внеплановых проверок. Проведено 154 административных
обследований.
Выявлено 190 нарушений земельного законодательства и
61 нарушение против порядка управления и общественного порядка. Оформлен 151
протокол об административном правонарушении, выдано 117 предписаний по вопросам
устранения нарушений земельного законодательства. Устранено 92 нарушения.
Привлечено к административной ответственности за
нарушение земельного законодательства 108 нарушителей, в том числе по
протоколам государственных земельных инспекторов – 102, по материалам органов
муниципального земельного контроля – 6.
Основными
являются нарушения, связанные с самовольным занятием земельного участка или
части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом,
не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав науказанный земельный участок (73,7%), использование земельного участка не по
целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной
категории земель и (или) разрешенным использованием (2%), не исполнение в срок
законного предписания об устранении правонарушения (11,2%), не уплата административного штрафа в установленный
срок -13 %.
В настоящее время КоАП РФ за самовольное
занятие земельного участка предусмотрено наложение административного штрафа в
случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в
размере от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5
тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 % кадастровой стоимости земельного
участка, но не менее 100 тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая
стоимость земельного участка, на граждан в размере от 5 тысяч до 10 тысяч
рублей; на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.
При самовольном
занятии земельного участка или его части изменение фактических границ земельных
участков, в результате которых увеличивается площадь земельного участка за счет
занятия земель, принадлежащих смежным правообладателям, является наиболее
типичным нарушением. Кроме того, самовольное занятие земельного участка или его
части выражается в действиях, направленных на размещение строений, сооружений,
складирования строительных материалов на землях, государственная собственность
на которые не разграничена, пользование занятыми земельными участками в
отсутствие волеизъявления органа, уполномоченного на распоряжение такими
землями.
В целях
недопущения указанных нарушений необходимо удостовериться в том, что
фактические границы используемого земельного участка соответствуют границам,
сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости
(далее – ЕГРН), и не имеют пересечений с границами смежных земельных участков.
Следует
отметить, что границы земельного участка являются определяющим
индивидуализирующим признаком земельного участка и устанавливаются межеванием и
в случае отсутствия информации о границах земельного участка Управление не
имеет возможности сделать вывод о нарушении земельного законодательства в
отношении указанного земельного участка, о наличии, либо отсутствии
самовольного занятия земельного участка. Таким образом, у пользователей
земельных участков возникает необходимость обращения к кадастровому инженеру с
целью проведения кадастровых работ, в результате которых местоположение границ
земельного участка будет определено и, как следствие, по заявлению
уполномоченного лица сведения о границах земельного участка будут внесены в
ЕГРН.
Кроме того, при
приобретении земельного участка, ограждение которого было установлено прежним
собственником или пользователем, необходимо реализовать возможность изучения
правоустанавливающих документов и проведения кадастровых работ по установлению
границ земельного участка на местности, с целью исключения ситуации, при
которой фактическая площадь земельного участка будет превышать площадь,
сведения о которой содержатся в ЕГРН.
Использование
земельного участка не по целевому назначению и (или) не в соответствии с его
разрешенным использованием также относится к наиболее типичным нарушениям
земельного законодательства, ответственность за совершение которого установлена
ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
За использование земельного участка не
по целевому назначению статьей 8.8 КоАП РФ предусмотрено наложение
административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость
земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой
стоимости земельного участка, но не менее 10 тысяч рублей; на должностных лиц -
от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20
тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости
земельного участка, но не менее 100 тысяч рублей, а в случае, если не
определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 10
тысяч до 20 тысяч рублей; на должностных лиц - от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;
на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.
В целях
недопущения подобного рода нарушений земельного законодательства при
использовании земельного участка необходимо исходить из установленного для него
вида целевого использования. Для уточнения режима использования земельного
участка необходимо обратиться к правоустанавливающим документам на земельный
участок либо к сведениям ЕГРН. Установленный вид разрешенного (целевого)
использования должен соответствовать фактическому использованию земельного
участка.
В случае
несоответствия установленного вида разрешенного (целевого) использования
фактическому использованию земельного участка необходимо принять
соответствующие меры по изменению установленного вида разрешенного
использования с учетом действующих на территории населенного пункта правил
землепользования и застройки территории.
Таким образом,
напоминаем гражданам, юридическим лицам об
обязанности использования земельных участков в соответствии с
законодательством, недопущения правонарушений в области земельных отношений, за
которые законодательством предусмотрена административная и иная
ответственность.
Управление
рекомендует своевременно оформлять права на земельные участки. Граждане могут
подать заявления и необходимые документы, подписанные электронной цифровой
подписью, на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги», через Единый
портал государственных и муниципальных услуг (функций), посредством отправки с использованием
веб-сервисов, подать документы в ближайший МФЦ. Перечень необходимых документов
можно узнать на сайте Росреестра или у консультанта в офисе МФЦ.
|