|
Около тридцати лет проработал в органах прокуратуры Тувы заслуженный юрист республики, почетный работник прокуратуры РФ Марат Шойдумович Чодуй. Ветерану 79 лет, но ему до всего есть дело. Его одинаково возмущают и правовой нигилизм в стране, и пьяный дебошир на улице. «Демократия — это не вседозволенность, а умение соблюдать законы», — считает Марат Шойдумович.
СТАЛИНСКИЙ СТИПЕНДИАТ
Свою трудовую биографию Марат Чодуй начал в 1956 году воспитателем Чербинского детского дома. Насмотрелся на исковерканные судьбы детей-сирот, приходилось много работать с «трудновоспитуемыми» подростками. Там и решил стать юристом. Через год он уже работал переводчиком аппарата прокуратуры Тувинской автономной области. Еще через год — был студентом Сверловского юридического института. Учился хорошо, был Сталинским стипендиатом, диплом получил 30 июля 1962 года.
Молодой специалист был назначен помощником прокурора Тандинского района. Долго работать не довелось — в Самагалтае умерла мама, нужно было взять на себя заботы о младшей сестренке-школьнице. Марат вынужден был переехать в Тес-Хем. Работал нотариусом в районе, учителем русского языка в школе. Дальше началась полоса исканий: юрист облсовпрофа по социальному страхованию, председатель обкома профсоюзов рабочих местной промышленности и коммунальных предприятий.
14 ноября 1971 года Марат Шойдумович переводится в органы прокуратуры Тувинской АССР. Сначала работает следователем-стажером, потом старшим помощником прокурора города Кызыла по общему надзору. 17 февраля 1975 года его назначают прокурором Пий-Хемского района.
В ПОИСКАХ МАНЬЯКА
Вспоминается страшный случай, произошедший в Туране в 1978 году. В районной котельной работал кочегаром Геннадий Денисов. Этот маньяк изнасиловал трех женщин, которые, боясь огласки, не обращались в правоохранительные органы. Четвертой на его счету была 16-летняя девочка, которую он изнасиловал и сжег в топке. Преступник позвал девочку в котельную:
— Помоги ввернуть лампочку, а то там потолки высокие. Я тебя подержу, а ты ввернешь...
Денисов поставил табурет на стол. Девочка забралась на него и стала вкручивать лампочку. Маньяк сначала поддерживал ее, затем взял «газовый» разводной ключ и ударил им девочку в висок. Полумертвую он изнасиловал ее, а затем затолкал в топку.
Туранцы обратили внимание, что из трубы в тот день шел необычный дым. Рядом с котельной стоял специфический запах. Но этого к уголовному делу не подошьешь.
— Вместе со следователем прокуратуры района Фунтиковым мы проработали все версии исчезновения девочки, но тщетно, — вспоминает Марат Шойдумович. — Дело зашло в тупик. Тогда решил попробовать перебрать всю огромную кучу золы из котельной. Руководитель бюро судебно-медицинской экспертизы Владимир Николаевич Трисницкий поддержал меня, посоветовал собрать все подозрительные фрагменты и направить их в Томский НИИ на экспертизу. Несколько дней мы просеивали золу через мелкоячеистые сетки, все, что собрали, отправили на экспертизу. Вскоре пришло заключение, что обнаруженные фрагменты — кости человека. Денисов сознался и рассказал, как убил девочку. За раскрытие этого преступления генеральный прокурор наградил меня ценным подарком — ручными часами. Я всегда ставил себя на место родственников потерпевших. Поддерживая государственное обвинение по этому делу, я требовал применить к подсудимому высшую меру наказания. Коллегия Верховного суда тогда автономной республики приговорила маньяка к 15 годам лишения свободы. Но в те времена «зона» жила по своим законам: насильников несовершеннолетних там не любили. Денисов в исправительно-трудовой колонии долго не прожил — его убили за-ключенные.
Прокурором Пий-Хемского района Марат Шойдумович проработал шесть лет. Несколько лет служил в аппарате прокуратуры республики, курируя работу Комитета госбезопасности, часто выезжал в командировки на границу. Потом более десяти лет возглавлял прокуратуру Кызылского района. Конечно, преступлений тогда было меньше, да и люди помогали работникам правоохранительных органов. Но были и громкие преступления.
— Раскрывали эти преступления мы тихо, без суеты, проверяя все детали, — делится Марат Шойдумович. — Помню, в 1989 году в Шамбалыге была расстреляна вся семья чабана. Захожу в кабинет — звонок. Поднимаю трубку, оттуда голос: «Ты почему сидишь в кабинете, коротышка? В Шамбалыге всю семью истребили, а ты сидишь. Прокурор ты или не прокурор? Давай, расследуй это дело». Аноним сначала отругал меня, а потом подсказал фамилию подозреваемых.
Мне нужны были основания для их задержания. Без них я не мог милиции давать такое задание. Люди подсказали, что подозреваемый украл в совхозе и привез к себе в кошару много зерна. Зерна у Тюлюша Кока мы действительно нашли много. Арестовали его за кражу, а работать продолжали по убийству. Пока расследовали убийство семьи, обнаружился еще один труп. Год тогда в тайге был голодным, и медведь в песке возле Балгазынского соснового бора нашел тело человека. Убил его сын Тюлюша Кока, который приходил на побывку из армии. Помнится, в Шамбалыг тогда начальства понаехало из обкома партии, из Совета Министров. Все лезли с советами, мешали работать. Мы дело раскрыли. Самого Тюлюша Кока, младшего брата его жены суд приговорил к высшей мере наказания — расстрелу. А его сына судил военный трибунал.
МОКРЫЙ ОХОТНИК И СУХОЙ РЫБАК
— Марат Шойдумович, у вас были какие-либо развлечения? Или вся жизнь прошла в борьбе с преступностью…
— Конечно, мне часто звонили домой по ночам, в выходные и вызывали на происшествия. Но, случалось, вырывался на природу. Кажется, Тургенев писал, что мокрый охотник и сухой рыбак являют собой жалкое зрелище. Я по гороскопу родился под знаком Тигра, а от Тигра зверь бежит. Поэтому я всегда был сухим. И на охоте, и на рыбалке я сидел у костра и готовил еду…
Не только расследованием тяжких и особо тяжких преступлений занималась в те годы прокуратура. Ее основные направления деятельности были определены в Законе о прокуратуре: защита прав человека и гражданина, надзор за соблюдением Основного Закона СССР и исполнением законов, действующих на территории страны, поддержание обвинения в суде…
Очень важной считает Марат Шойдумович работу с жалобами и заявлениями граждан. Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка не раз подчеркивал, что «…для многих граждан прокуратура остается тем органом, в котором каждый заявитель может получить не только реальную и эффективную защиту своих прав, но и бесплатную квалифицированную юридическую помощь». И это действительно так. Жители Кызылского района со своими бедами и проблемами шли в прокуратуру района, потому что были уверены: Марат Шойдумович вникнет в проблему, назначит проверку, проконтролирует ее исполнение и обязательно поможет.
Грамотный, честный, принципиальный, неподкупный прокурор не всегда нравился местному начальству. Нашлись «доброжелатели», которые писали письма в Генеральную прокуратуру. Была назначена комплексная проверка. По ее итогам решением коллегии прокуратуры республики прокуратура Кызылского района была признана базовой в Туве. На ее базе проводили семинарские занятия, учебу всех прокуроров других районов. При ней проходили практику, стажировались многие выпускники вузов. В Кызылский район, как и сейчас, входил и Кунгуртуг, в нелетную погоду следователь добирался на Балыктыг-Хем на лошади. В районе, кроме прокурора, работали только два помощника и два следователя.
В РОССИИ ТРИ БЕДЫ…
— Что, на ваш взгляд, кроме дураков и плохих дорог, является в России бедой?
— Пьянство! Особенно в Туве. В Каа-Хемском районе ежегодно от отравления спиртным умирают 20 человек. А сколько еще гибнут в авариях и пьяных драках!!! Сколько семей рушится, от чего страдают дети. Сегодня в России больше беспризорных, чем было после войны. Взрослых преступников тюрьма не исправит. Нам нужно заниматься не взрослыми, а детьми. Раньше у тувинцев был хороший обычай: остался ребенок сиротой — его забирали к себе родственники, иногда очень далекие. Безнадзорных ребятишек не было. Сейчас мать оставляет свое дитя в роддоме, в больнице. Переполнены детские дома, школы-интернаты. Дети попрошайничают, живут на теплотрассах. Какими гражданами они вырастут? Волнует меня и то, что с экранов рекой льется кровь, дети смотрят порнофильмы. Осмотритесь вокруг себя. По улицам города разъезжают на дорогих иномарках симпатичные молодые люди. Разве они их приобрели на заработанные деньги? Нет. В этих иномарках цветной металл из разграбленных трансформаторов, разрушенных линий электропередачи. В них — элитные коровы, пущенные под нож. В них — техника из бывших совхозов. В них гашиш из дикорастущей конопли…
За свой труд Марат Шойдумович награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». Ему присвоены высокие звания. Он хранит многие ценные подарки и почетные грамоты. В одной из характеристик бывший прокурор Республики Тыва Анатолий Дамба-Хуурак в 1995 году о Марате Шойдумовиче писал: «Грамотный юрист, ответственный прокурорский работник. Обладает организаторскими способностями, волевым характером, трудолюбием. Требователен к себе и к подчиненным в вопросах исполнительской и трудовой дисциплины. Свой богатый практический опыт охотно передает молодым юристам, оказывает руководству прокуратуры республики постоянную помощь в воспитании квалифицированных прокуроров и следователей».
К сказанному можно добавить, что своим наставником считают Марата Шойдумовича Эдуард Орешков, Артур Монгал, Николай Чалзап, Вадим Кызыл-оол, Алдынай Копуш и многие другие работники правоохранительных органов республики. По стопам отца пошла дочь ветерана Ирина Чодуй.
Ветеран органов прокуратуры Тувы убежден, что работа прокурора очень востребована, она нужна людям, обществу. И за свою длинную жизнь он ни разу не пожалел, что выбрал эту трудную, требующую полной отдачи профессию.
|
|