В Кызыле приступили к реконструкции коммунального моста. На самом деле это даже не реконструкция и тем более не ремонт. Рядом появится совершенно новый объект.
Предыстория вопроса
В 2012 году коммунальный мост уже ремонтировали. Пришлось укреплять подпорки, но специалисты уже тогда сходились во мнении, что всё это полумеры. Объекту требуется новое инженерное и смысловое значение. В середине нулевых тоже проводились капитальные работы, тогда даже приходилось закрывать движение, ездили через мост на Ээрбек. Но практика показала, что проблема основного моста сохранилась. Особенно после 2011 года, когда в декабре в Туве было крупное землетрясение. В 2016 году по заданию Главы республики проведена серия обследований объекта. Результаты экспертиз указывали не только на аварийное состояние моста. Была установлена реальная пропускная способность, она оказалась выше нормативной – за 8 рабочих часов до 18 тысяч единиц транспорта. Особенно велика нагрузка была в часы пик, прежде всего утром, там порой выстраивались очереди. Было принято решение ограничить поток, большегрузные машины стали пускать по другим направлениям.
Кызыл стремительно меняется. Акцент всё больше смещается в сторону правого берега. Де факто Вавилинский затон присоединён к столичному муниципалитету. Там ещё идут отдельные согласования по документации, но принадлежность микрорайона Кызылу – уже свершившийся факт. Факт и то, что 55-я горная мотострелковая бригада – уже часть муниципалитета. Кроме того, развернулось активное строительство на правом берегу в районе от Зверофермы до горы Догээ. Количественно – это уже отдельный микрорайон вдобавок к существовавшему: кругом коттеджи.
Таким образом, образовалась транспортная и коммунальная проблема, которая в итоге и привела к простому вопросу – что с мостом?
Варианты решения
Их было несколько. Во-первых, самый дешёвый и быстрый – просто отремонтировать действующий коммунальный мост. Есть и более замысловатый, скорее футуристический вариант – построить по Енисею ещё несколько мостов. Так на перспективу и рассчитывалось. Одно из сооружений должно было расположиться в районе слияния Большого и Малого Енисеев. Ещё один мост предполагали строить в районе начала улицы Титова – это было бы продолжением прямой линии, от улицы до правого берега, где сейчас исправительная колония. Там предполагалась и пешеходная линия.
В итоге родился третий вариант. После того как мэрия Кызыла и региональный Миндортранс изучили проблему, возникла мысль соорудить рядом с действующим мостом совершенно новый, который решит, прежде всего, транспортную задачу правого берега. А после этого приступить к ремонту действующего. Новый объект расположится буквально в метре от старого моста.
Аналоги есть, например, в ближайшем крупном городе – Абакане. Правда, там параллельно расположен железнодорожный мост. Проект получил согласование в проектной организации – «Трансмост» (Санкт-Петербург). Для Тувы это неплохая новость. В мэрии Кызыла считают, это отличный вариант – там профессионалы, которые специализируются как раз на возведении мостов. Тем более проект прежнего моста делали именно там. В конечном итоге именно эта проектная организация получила заказ на разработку, выиграв конкурс.
Как добивались решения
Всё произошло весьма стремительно. В марте 2017 года Глава республики Шолбан Кара-оол озвучивает на федеральном уровне идею реконструкции коммунального моста в Кызыле, заручается поддержкой российского премьер-министра Дмитрия Медведева, после чего запускается маховик – от принятия решений до конкретных шагов. В Москве в каком-то смысле даже не ожидали таких оперативных действий от Тувы. В апреле подписали контракт, а уже в августе получен проект экспертизы. Согласования шли безостановочно.
Начальник департамента мэрии Кызыла Николай Алдачи:
«Почти каждый день я получал 3-4 письма на согласование с проектной организацией – «Трансмостом». Согласований много – по тем же сетям. Есть ли там охранная зона, есть ли парки, вопросы связи. Было очень много совещаний с нашими ведомствами. Я бы отметил огромную роль заместителя руководителя нашего Миндортранса Владимира Михайловича Мельникова, он проводил большинство совещаний. В неделю по два раза минимум проводили. В итоге мы всё успели, и нам дали деньги. И обещают дать на следующий год».
Стоимость проекта 1 млрд. 266 млн. рублей. Около 60 миллионов – средства республиканские. Но главная нагрузка ложится на Росавтодор, для которого мост в Кызыле – один из серьёзных объектов в предстоящие месяцы. 200 млн. рублей республике уже выделены.
Подрядчиком выступает ООО «Восток», основная движущая сила всех дорожно-транспортных проектов Тувы последних 20 лет. Заказчики полагают, что серьёзных трудностей у «Востока» с освоением средств возникнуть не должно. Если возникнут – это будет серьёзная проблема. Примерно такая возникла у «Востока», когда в конце этого года выяснилось, что один из партнёров – «Сибмост» (Новосибирск) – обещал погасить долги в размере 120 млн. рублей во время работ по реконструкции аэропорта Кызыла. Но деньги так и не поступили.
Ну а теперь – работать, работать и ещё раз работать…
Предварительная работа уже началась. В январе или в феврале, когда окончательно замерзнет лёд, начнётся установка быков. Конструкции уже заказаны в Красноярске. Летом планируется приступить к установке платформы. Сама стройка рассчитана на 32 месяца, то есть в 2020 году предполагается торжественное разрезание ленты. Длина объекта 1669 метров, из них 408 метров - сам мост. Остальное – подъездные пути. От горы Догээ до моста – это территория городская. От горы до оленей – республиканская дорога. Возле горы будет кольцевая развязка, планируется четырёхполосная дорога, в том числе одна из развилок пойдёт в сторону Кара-Хаака. Кольцевая развязка будет расширена, появится освещение и тротуары по обеим сторонам – то есть полное благоустройство со стороны дорожников. Параллельно ведётся согласование по вопросам теплоснабжения и экологии. Кызыльская ТЭЦ уже выдала своё заключение, что действующие линии под мостом выдержат нагрузку. Также идёт подсоединение 55-ой бригады к теплосетям.
Коммунальный мост был построен в 1963 году. Почётный гражданин Кызыла, известный тувинский учёный Владимир Лебедев вспоминает: «Тогда было очень интересное время. Все ждали, когда появится мост. Очереди были огромные, помню, как стояли в колонне машины, порою по 15 часов. Когда появился мост, все сразу поняли, какой был совершён прорыв».
Специалисты полагают, что, если не случится ничего сверхъестественного, новый мост и его двойник смогут решать транспортную задачу лет 25-30. А что может случиться сверхъестественного? Ну, если, например, вся республика переселится за несколько лет в Кызыл. Или если здесь начнут строить какой-то гигантский объект.
Но это уже фантастические варианты…
|