|
Вовлечение в оборот земель бывших промышленных зон – один из
важнейших резервов развития жилищного строительства. Принятый в июле 2016 года
Государственной Думой и подписанный президентом закон создает необходимые
предпосылки для комплексного освоения территорий в границах городов. О том, как
должно идти освоение бывших промзон в соответствии с новым законом, в интервью
«СГ» рассказывает глава Департамента градостроительной политики Москвы Сергей
ЛЁВКИН.
«СГ»: Сергей Иванович, что нового привнесет федеральный закон о
развитии промзон?
Сергей
Лёвкин: Закон
№373-ФЗ, подписанный президентом России 3 июля, в части ключевых нововведений
вступил в силу с 1 января 2017 года.
Первоначальное наименование закона, связанное с особенностями развития
промышленных зон и, соответственно, его содержание в ходе рассмотрения в
Государственной Думе претерпели существенные изменения. Принятый документ
дополняет Градостроительный кодекс РФ, иные законы новыми универсальными
правовыми нормами, регулирующими развитие территорий любого функционального
назначения. Поэтому называть его законом о развитии промышленных территорий не
вполне корректно. В настоящее время для практического использования в Москве мы
прорабатываем все нововведения, установленные законом, и о некоторых из них, в
том числе универсальных нормах, дополняющих Градостроительный кодекс и регулирующих
развитие территорий, необходимо рассказать.
Во-первых,
закон ввел новое определение – «деятельность по комплексному и устойчивому
развитию территорий», которое дополняет и конкретизирует уже имеющееся в
Градостроительном кодексе определение «градостроительная деятельность».
Ключевыми здесь являются слова «комплексное» и «устойчивое». «Комплексное»
означает, что градостроительная деятельность должна включать в себя не только
размещение объектов жилого, производственного, общественно-делового назначения,
но также и объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур. А
«устойчивое» подразумевает сохранение положительных эффектов от размещаемых
объектов для создания комфортной и безопасной среды, не только на дату их ввода
в эксплуатацию, но и на период «жизненного цикла» таких объектов.
Во-вторых,
существенные изменения коснулись норм, регулирующих содержание и подготовку
документации по планировке территорий. С 1 января 2017 года к документации по
планировке относятся проект планировки территории и проект межевания
территории. А градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) с 1 января 2017
года перестал быть видом документации по планировке, он лишь содержит
установленную законом информацию, необходимую владельцу такого участка для
архитектурно-строительного проектирования и строительства объекта на своем
участке.
Законом предусмотрены переходные положения, связанные с
использованием ГПЗУ, выданных до вступления в силу закона. Информация,
указанная в таких ГПЗУ, сохраняет свою актуальность в соответствии с
установленным сроком - не менее 3-х и не более 8-ми лет со дня вступления в
силу 373ФЗ.
Еще одной
важной новацией становиться перенос предельного срока утверждения Правил
землепользования и застройки (ПЗЗ) на 1 июля 2017 года. Это позволит многим
регионам качественнее проработать содержание этого ключевого документа,
поскольку содержание ПЗЗ было законом дополнено необходимостью обязательного
установления и указания на картах градостроительного зонирования территорий, в
границах которых предусматривается осуществление деятельности по «комплексному
и устойчивому развитию территорий».
Кроме
того, теперь во всех градостроительных регламентах, утверждаемых ПЗЗ, где в
территориальной зоне предусматривается осуществление деятельности по
«комплексному и устойчивому развитию территорий», должны быть указаны расчетные
показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами
коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели
транспортной доступности указанных объектов для населения.
«СГ»:
Коснется ли новый закон правовых схем развития территорий на основании
договоров?
С.Л.: Это содержится в четвертом блоке новаций. В дополнение к уже
существующим в Градостроительном кодексе четырем правовым схемам развития
территорий на основании договоров: развития застроенной территории;
комплексного освоения территории; освоения территории в целях строительства
жилья экономического класса и комплексного освоения территории в целях
строительства жилья экономического класса, статьями 46.9 – 46.11 о комплексном
развитии территорий вводятся еще две новые схемы.
Пятая
правовая схема вводится статьей 46.9, которая содержит нормы, регулирующие
комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных
участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества. По этой
схеме, в случае принятия решения о комплексном развитии территории по
инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них
объектов недвижимого имущества, правообладатели заключают соглашение о разграничении
обязанностей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории.
После заключения соглашения комплексное развитие территории осуществляется на
основании договоров о комплексном развитии территории, заключаемых органами
местного самоуправления с этими правообладателями
«СГ»: В
каких случаях решение о комплексном развитии территории может инициировать
орган местного самоуправления?
С.Л.:Нормы, регулирующие комплексное развитие территории по инициативе
органа местного самоуправления, содержатся в статье 46.10.
Такое
решение принимается уполномоченным органом местного самоуправления при наличии
ПЗЗ, предусматривающих территории, в границах которых допускается осуществление
деятельности по комплексному и устойчивому развитию при условиях, когда не
менее 50 процентов от общей площади, в границах которой предусматривается
осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию, занимают
участки, на которых расположены объекты, признанные аварийными и подлежащими
сносу, или снос либо реконструкция которых планируются на основании
муниципальных адресных программ. Кроме того, решения могут приниматься
относительно участков, виды разрешенного использования которых и характеристики
расположенных на них объектов капитального строительства не соответствуют видам
разрешенного, установленным ПЗЗ, либо на которых расположены объекты,
признанные самовольными постройками.
Договор о
комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления заключается
уполномоченным органом с победителем открытого аукциона на право заключить
договор о комплексном развитии территории. Изъятие земельных участков,
находящихся в границах территории, в отношении которой принято решение о ее
комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, и (или)
расположенных на них объектов недвижимого имущества у правообладателей в целях
комплексного развития осуществляется в порядке, установленном земельным
законодательством.
|
|