С 1 января 2017 года вступил в силу 373
Федеральный закон, который вводит понятие «комплексного и устойчивого развития»До конца 2016 года все российские регионы должны были предоставить Минстрою РФ
список территорий, которые они будут комплексно и устойчиво развивать в
соответствии с новым законом. От Кызыла в адрес Минстроя Тувы, а от
республиканского ведомства – в Минстрой России по столице Тувы были
предоставлены девять участков для комплексного и устойчивого развития
территорий (КУРТ).
Теперь городу необходимо рассмотреть
проекты данных территорий, размежевать их границы и внести эти территории с
особым статусом в Правила землепользования и застройки.
2 февраля в 14 часов на Градостроительном
совете Кызыла будут рассмотрены первые проекты, один из них касается
комплексного освоения микрорайона «Спутник».
Как сообщают СМИ, эксперты ожидают, что вовлечение в оборот новых земель позволит ежегодно
вводить в стране дополнительно по 5 млн кв.метров жилья.
Напомним, что Федеральный закон №373
Принят Госдумой РФ 24 июня 2016 года, через пять дней одобрен Совфедом, а уже с
1 января 2017 года вступит в силу и станет обязательным к исполнению. Формально
закон закрепляет поправки в Градостроительный кодекс в части регулирования
подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории
(ППТ). По факту же речь идет о введении совершенно нового градостроительного
института комплексного и устойчивого развития территорий (КУРТ, как его
называют архитекторы).
Что такое комплексность, все уже
знают– кварталы массовой жилой застройки эконом-класса, обеспеченные
всеми видами инфраструктуры. Понятие устойчивости сформулировано в первых
статьях закона– если вкратце, то это комплекс мероприятий, связанный с
жизнедеятельностью в этих локациях, благополучием жителей и снятием негативных
воздействий окружающей среды. Эффект от таких площадок будет очевиден не здесь
и сейчас, а для следующих поколений. Устойчивое развитие предполагает не просто
тиражирование отдельных замкнутых кварталов советского образца, но
самостоятельных культурно-экономических центров на отдельных территориях.
Как говорят разработчики закона, договоры
комплексного устойчивого развития в будущем окажутся принципиально новым видом
договора, отличным от ранее предусмотренных в Градкодексе РФ проектов развития
застроенной территории (проектов реновации) и договоров о комплексном освоении
территории (КОТ). Хотя основная цель поправок остается, по существу, той
же– вовлечение в экономический оборот территорий, которые по тем или иным
причинам являются неосвоенными или используются собственниками неэффективно.
Две
инициативы
Одной из главных новелл закона о КУРТах
станет перераспределение ролей в деле инициирования и сопровождения разработки
ППТ (проекта планировки территории). Законом вводится два новых вида
комплексного развития территории. Так, проект комплексного развития может быть
инициирован по желанию правообладателей земли и расположенных на ней объектов
недвижимого имущества.
Кроме того, инициировать ППТ могут
инвесторы, заключившие договоры о развитии застроенной территории, в том числе
в целях строительства жилья экономического класса, собственники инженерных
сетей, подлежащих реконструкции, а также энергетики, газовики и нефтяники. При
этом в границах таких территорий принадлежащие государству или муниципалитету
участки инвестор, подавший заявление на КУРТ, может получить в обход торгов, но
жилье построить на них он по закону не сможет– пятна в аренду предоставят
под сети, детские сады и дороги. Отметим, что заключать договор о КУРТ инвестор
будет все-таки на общих основаниях– через конкурс.
Кроме того, территория может быть отдана
под комплексное устойчивое развитие и по инициативе органа местного
самоуправления, и вот здесь подводных камней намного больше. Согласно закону,
поводов для выделения территории под КУРТ у муниципальных образований четыре:
если как минимум 50% выделенной территории занимают аварийные постройки (за
исключением многоквартирных домов) или объекты самовольного строительства, если
снос и реконструкция объектов на половине площадки включены в адресные
программы и выделены бюджетные деньги. Четвертый повод– если виды
разрешенного использования и параметры расположенных на территории объектов не
соответствуют тем, что установлены в правилах землепользования и застройки
(ПЗЗ).
Согласно закону, инвестор на такой
территории обязан построить или реконструировать объекты, а муниципалитет–
обеспечить строительство сетей, подводящих дорог и улично-дорожной сети,
детсадов и школ. Впрочем, прописаны в законе и инвестиционные обременения–
всю инфраструктуру легально могут переложить на застройщиков, которые по окончании
строительства обязаны передать объекты в собственность муниципалов. Никаких
рассрочек, аренд и прочих ухищрений. Также застройщикам поставят жесткие рамки
по срокам строительства: в ППТ нужно будет расписать график возведения всех без
исключения очередей и нести ответственность за его соблюдения.
Министерство
ждет миллионы «квадратов»
От регионов федеральный центр ждет
кропотливой работы по взаимоувязке местных законов с обновленным Градкодексом.
Так, до 1 июля 2017 года власти субъектов должны привести в соответствие с
373ФЗ правила землепользования и застройки и территориальные схемы.
Кроме того, по поручению российского
правительства, до конца 2016 года все субъекты РФ должны были подготовить
предложения для формирования единого реестра территорий, которые в дальнейшем
подлежат комплексному развитию, то есть провести
масштабную инвентаризацию, выявить неэффективно используемые земли и подать их
в заявку Минстрою. Как добавили в министерстве, сейчас АИЖК готовит
предложения по вовлечению в оборот в ближайшие три года более 240 земельных
участков площадью более 15 тысяч га.
На этих участках можно будет возвести
более 100 млн кв.метров жилья. С
этого года Агентство выплачивает около 20 млрд рублей на поддержку таких
проектов. «Регионы защищают свои проекты на конкурсной основе, обозначенная
сумма дает возможность поддержать 20-30 проектов КУРТ, что может дать
дополнительные 5 млн кв. м. жилья в год»,- рассказали в ведомстве.
Напомним, что на расширенном заседании
Градостроительного совета Кызыла, прошедшего с участием Главы Республики Тыва
Шолбана Кара-оола, премьер обратился к властям города с требованием планировать
застройку города, разрабатывать комплексные проекты, проектировать развитие
коммунальной инфраструктуры города, обеспечивающее градостроительные планы
столицы.
|