|
Банковские карты, благодаря своей простоте и удобству в применении, пользуются большим спросом у населения. Сегодня с их помощью можно оплачивать товары и услуги, налоги, штрафы, погашать кредиты и переводить денежные средства, причем все это – не выходя из дома. Объем выпуска банковских карт в Республике Тыва растет с каждым годом: в 2013 г. было выпущено 342,6 тыс. ед., в 2014 г. – 381,6 тыс. ед., в 2015 г. – 391,1 тыс. ед., таким образом, в среднем у каждого экономически активного жителя республики на руках не менее двух банковских карт.
Развитие электронных средств платежа, к которым относятся и банковские карты, к сожалению, привлекает к этой сфере внимание мошенников, желающих поживиться за чужой счет. Держателям карт важно знать, как минимизировать риск и как поступить в случае утери банковской карты или списания денежных средств с нее без вашего ведома.
Чтобы исключить хищение денежных средств с банковской карты, необходимо соблюдать порядок ее безопасного использования, о котором банк сообщает клиенту при оформлении карты и который размещает на своем сайте. Если же вашу банковскую карту украли или вы стали жертвой мошенников, соблюдение правил, установленных статьей 9 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», защитит вас от негативных последствий.
В соответствии с этим законом банк обязан информировать клиента о каждой операции по карте в порядке, установленном договором. На практике уведомления об операциях направляются на электронную почту клиента, в систему «интернет - банк» или в виде СМС-сообщений на мобильные номера держателей карт. Сроки и точные способы информирования указываются в договоре.
В случае утери банковской карты или ее использования без вашего согласия, необходимо направить соответствующее уведомление в банк по форме, предусмотренной договором. Это нужно сделать незамедлительно после обнаружения факта утраты карты и (или) ее использования без вашего согласия, но не позднее дня, следующего за днем получения от банка уведомления о совершенной неправомерной операции. На практике чаще всего используется звонок в Call-центр банка (центр поддержки клиентов), контактный номер которого указан на банковской карте, с последующим представлением в банк уведомления в письменной форме. Рекомендуется выписать этот номер в телефонную книжку, чтобы в случае утери карты он был у вас под рукой.
Важно отметить, что день получения от банка уведомления об операциях – это не день, когда вы прочитали уведомление, а день, когда уведомление было направлено банком, в соответствии с условиями договора.
Если вы не проверяли электронную почту или мобильный телефон и не прочитали уведомление об операциях, совершенных без вашего согласия, ответственность возлагается на держателя карты. Также банк не несет ответственности в случае, если вы не получили уведомление банка в связи с вирусным заражением вашего мобильного телефона или компьютера. Установите на свой компьютер и мобильный телефон антивирусное программное обеспечение и регулярно производите его обновление и обновление других используемых вами программных продуктов (операционной системы и прикладных программ). Это может защитить вас от проникновения вредоносного программного обеспечения.
Рисунок 1. Условия, при которых банк обязан или не обязан возмещать денежные средства, неправомерно списанные с вашей банковской карты.
да даобязан возмещать вам денежные средства
Перед тем как направлять уведомление о несогласии с совершенной операцией, убедитесь, что вы ее действительно не совершали. Например, при оплате покупки в сети Интернет и в торговых точках, денежные средства иногда сразу не списываются, а только блокируются на счете. Фактическое списание происходит в течение нескольких дней, и не всегда сразу можно вспомнить, что деньги списаны по ранее совершенной покупке. Возможно, вы упустили из вида ранее написанное вами заявление на периодическое перечисление денежных средств с вашего счета.
Также бывают случаи, когда возникает технический сбой банкоматов и терминалов, например, получен чек об ошибке/отмене операции, но денежные средства все-таки списались. В данном случае к заявлению о несогласии с операцией необходимо приложить копии имеющихся у вас чеков. Поэтому по возможности сохраняйте чеки хотя бы в течение месяца.
Законодательно установленный срок рассмотрения банком претензии – не более 30 дней со дня ее получения, а при осуществлении трансграничных операций (операции, осуществленные заграницей или покупки, совершенные в иностранных Интернет – магазинах) – не более 60 дней со дня получения претензии. О результатах рассмотрения претензии или о необходимости продления срока рассмотрения банк должен вас об этом уведомить по контактам, указанным в вашей претензии.
При использовании карты рекомендуется соблюдать основные меры безопасности:
-
Не сообщайте ПИН-код третьим лицам, в том числе родственникам и сотрудникам кредитных организаций.
-
Не используйте ПИН-код при заказе товаров и услуг через сеть Интернет, а также по телефону/факсу.
-
Не отвечайте на электронные письма и телефонные звонки, в которых от имени кредитной организации предлагается предоставить персональные данные или реквизиты карты.
-
Проведение операций по вашей банковской карте должно совершаться в вашем присутствии.
-
Не следуйте по "ссылкам", указанным в письмах (включая ссылки на сайт кредитной организации), так как они могут вести на сайты-двойники.
Помните, что никто лучше вас не позаботится о ваших финансах. Угроза мошенничества не повод отказаться от удобства использования банковских карт. Главное, не разглашать конфиденциальные сведения о своей карте и соблюдать простые меры безопасности.
|
|