|
Новый концертный сезон открыл 20 октября в Доме народного творчества имени Сергея Пюрбю Духовой оркестр Правительства Республики Тыва программой «На безымянной высоте», в которой звучали военные песни.
Они давно стали народными, хотя имеют своих авторов: «Священная война», «Прощание славянки», «Синий платочек», «Темная ночь», «Смуглянка», «Вечер на рейде», «Катюша», «В землянке», «На безымянной высоте», «Журавли»…
Эти песни дороги не только фронтовикам и труженикам тыла, но и любому россиянину, который знает историю своей страны, цену Победы. В годы войны песни стали оружием, они несли мощный эмоциональный заряд. Одни из них во время атаки поднимали дух бойцов, другие, во время затишья, в землянке, — грели душу, вызывали дорогие сердцу образы родных. С этими песнями мы победили.
Программа открылась Седьмой симфонией Дмитрия Шостаковича, которую композитор назвал Ленинградской и посвятил подвигу родного города. На экране, за спинами музыкантов, менялись кадры документальной хроники блокадного Ленинграда: в небе — самолеты со свастикой; затемненный в целях маскировки купол Исаакиевского собора; пробитые снарядами Ростральные колонны; конная скульптура на Аничковом мосту (позже конные статуи будут сняты с моста и спрятаны в промёрзшей земле, на прежнее место их вернут накануне 1 мая 1945 года). Улицы, набережные Ленинграда и его героические жители, живые и мертвые… Крупным планом — афиша на стене дома об исполнении оркестром К. И. Элиасберга Седьмой симфонии Шостаковича. Это было поистине самое героическое исполнение. Особое значение деятельность Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета под руководством Элиасберга имела в годы блокады. Несмотря на неимоверные трудности, оркестр и его руководитель оставались на боевом посту.
Какое впечатление произвела симфония на ленинградцев, и чего стоило ее исполнение в осажденном городе, можно узнать из различных источников. Поэтесса Ольга Берггольц писала: «Вдохновенно и любовно репетировал оркестр героического города свою симфонию, произведение мирового значения, рожденное в городе, который они защищают... Эти люди достойны были исполнить симфонию своего города, и музыка была достойна их самих, потому что выражала то, что все они переживали...»
Чтобы исполнить произведение с огромным составом оркестра, музыкантов отзывали из военных частей. Некоторых перед началом репетиций пришлось положить в больницу — подкормить, подлечить, поскольку все простые жители города стали дистрофиками. В день концерта все артиллерийские силы осажденного города были брошены на подавление огневых точек врага: ничто не должно было помешать знаменательной премьере. Белоколонный зал филармонии 9 августа 1942 года был полон. Бледные, истощенные ленинградцы заполнили его, чтобы услышать музыку, посвященную им.
…Следующая за симфонией — песня-гимн «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача), которую вслед за солисткой, народной артисткой Тувы Софьей Кара-оол подхватили артисты оркестра, встав во весь рост:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!
Песня стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду — на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы.
…Из тувинских произведений о войне прозвучала мелодия песни «В бой!» («Тулчуушкунче!», музыка Л. Израйлевича, слова С. Пюрбю).
Наверняка многие в зале про себя, в душе, подпевали солистам — Софье Кара-оол, Владимиру Копушу, Начыну Донгаку, ведь эти песни вошли в наши плоть и кровь.
У дирижерского пульта Тимура Дулуша, художественного руководителя оркестра и главного дирижера, заслуженного артиста РТ, сменяли Алдынай Араптан и Саян Салчак.
Подготовить программу «На безымянной высоте» духовому оркестру помогли учащиеся республиканской музыкально-художественной школы искусств имени Р. Кенденбиля. Юные музыканты играли в одном составе с профессионалами, а учащиеся художественного отделения дополнили кинохронику на экране своим видением войны через рисунки. Работы детей можно было посмотреть на выставке, которая была оформлена в фойе Дома народного творчества.
Завершился концерт песней «День Победы», которую зал слушал стоя.
|
|