Суббота, 20 апреля 2024 г. 01:40 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » » Хоомейжи Валерий Монгуш: «Надо поймать дыхание»
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Сентябрь 2015    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Хоомейжи Валерий Монгуш: «Надо поймать дыхание»

Хоомейжи Валерий Монгуш: «Надо поймать дыхание»О том, как Сталин слушал сыгыт, о том, как исполнял сыгыт известный борец, о том, как народные хоомейжи сами отдали свою победу на фестивале… В общем, это рассказ про Народного хоомейжи Республики Тыва Валерия Кечиловича Монгуша.

Сталин слушал его учителя

В Солчуре (Овюр) через три месяца после смерти Сталина, 4 июня 1953 года родился мальчик. Впрочем, про Сталина он тогда, конечно, ничего не знал. Родился мальчик в очень музыкальной семье с давними традициями. Практически все его родственники были хоомейжи. И по линии матери тоже. А отец в детстве служил в Устуу-Хурээ. И там тоже пел.

Старший брат – Николай – Народный хоомейжи.

В общем, как говорит Валерий Монгуш: «Взял наследство».

Наследство богатое – талант.

Импровизировать и сам исполнять хоомей он начал еще до того, как пошел в школу. А в школе, в селе Хандагайты, работал еще один родственник, и тоже горловик – Манчакай Сат.

Вот тут есть некоторая неопределенность. Дом культуры имени Манчакая Сата – есть в Хондергее, отец Валерия Монгуша работал в Устуу-Хурээ… Но чабанские стоянки родственников – в Овюре. Валерий Кечилович говорит, мол, оканчивали учебные заведения, ехали по распределению… Все может быть.

В любом случае, когда Валерий Монгуш пошел в школу, Манчакай Сат уже работал в Хандагайты. Скромный учитель-трудовик, который, тем не менее, прекрасно играет на игиле и допшулуре.

И, кстати, именно он выступал в свое время перед Сталиным. Говорят, тот хлопал три раза. Стоя. И трижды  Манчакай Сат исполнял сыгыт. Он был знаменитым сыгытчи.

Свирель лося. Кружки и ансамбли

Потом в школе появился кружок, им руководил брат Валерия Кечиловича, но первые уроки дал все-таки Сат Манчакай. Здесь собирались ребята из семей чабанов. Кстати, их старшие родственники уже тогда создавали ансамбли, но они только начинали их собирать. А дети со школьного возраста привыкали к этому, как к чему-то естественному.

Обычную школу окончить Валерию Монгушу не довелось – он попал в аварию. Но стал учиться в вечерней школе, стал работать баянистом в агитбригадах. Выступали на чабанских стоянках,  на полевых станах. В общем – получил опыт.

И вот в Кызыле стали набирать артистов в ансамбль «Саяны». В 1970-м году начал работать в «Саянах» артистом хора, потом – солистом хоомея. Талант не спрячешь!

Но семейные обстоятельства тоже не спрячешь… И он уехал в свой район. Ну и чтобы там не оказаться вне искусства, создает свой ансамбль «Буланныгнын эдисискизи». Перевести можно как «Свирель лося». Боле прозаично – «Манок для лося». Но «свирель» звучит лучше.

Впрочем, ансамблем сначала занимался его брат Николай Монгуш, но недолго - он уехал, а ансамбль остался.

В 1990 году создал в музыкальной школе класс хоомея и детский ансамбль «Салгал» (наследие, поколение).

«Свирель лося» завоевывала все первые места на всех конкурсах. Секрет прост – Валерий Монгуш уже получил некоторые навыки пения, когда работал в хоре в «Саянах», и вот - впервые в ансамбле хоомейжи появилось многоголосное пение а капелла. И это произошло именно в ансамбле «Свирель лося».

Состав ансамбля часто менялся. Много знаменитых хоомейжи из него вышло: Геннадий Чаш, Народный хоомейжи, Геннадий Тумат, Сергей Куулар - обладатель Гран-при конкурса «Золотой павлин».  Герман Куулар, который сейчас преподает в Овюре, тоже работал в этом ансамбле. Шесть Народных хоомейжи вышли из ансамбля «Буланныгнын эдисискизи».

Отдали и Гран-при, и первые места

В I Международном фестивале «Хоомей в Центре Азии» на приз Главы Республики Тыва Валерий Монгуш тоже участвовал. Не вне конкурса, а как обычный участник.  Выступал и он, и другие Народные хоомейжи. И что? Неужели молодые исполнители действительно пели лучше?

Оказывается, все не так просто. Раньше жюри все места и призы присуждало по заслугам. И это тоже правильно. Но всегда победителями становились именно Народные хоомейжи. А как же иначе? Но тогда у молодых артистов просто опускались руки.

И сейчас Народные хоомейжи договорились между собой, а потом и с жюри, которое уже присудило им первые места, что они уступят победу и уступят награды. «Мы сами договорились отказаться, чтобы молодым дорогу дать», - говорит Валерий Кечилович.

А то обидно и за музыкантов из других стран – они ехали в такую даль, и все напрасно, ни в какие рейтинги не попали бы, если бы старые мастера остались в конкурсе. А так и гостей поддержать, и своим артистам дорогу дать – «чтобы развивался тувинский хоомей». Ведь если честно, все мы понимаем – с Народными хоомейжи вообще невозможно соперничать.

Но сами тоже выступили в конкурсе, как говорит Валерий Монгуш: «Чтобы показать, какие Народные хоомейжи есть, каким может быть горловое пение».

Бесплатные концерты

Это они сейчас такие знаменитые. А начинать им тоже трудно было. Наверное, потому сейчас и отдали победу. В семидесятые годы Валерий Кечилович, когда выступал, работал с баяном – пел хоомей под баян. Его отец пел очень хорошую народную песню «Сбруя коня». Вот и эту песню он приспособил под баян. То есть играет, а сам импровизирует в разных стилях.  Вообще-то его любимый стиль – сыгыт.

А на международных симпозиумах демонстрировал разные стили пения.

На одном - демонстрировал борбаннадыр, Герман Куулар тогда показывал эзенгилээр, Алексей Донгак – каргыраа. В общем, ансамбль тогда занял все первые места по всем стилям и направлениям хоомея. Это было в начале девяностых.

Перебраться в город возможности не было. Жили тогда, конечно, все тяжело. А они – давали бесплатные концерты – играли в доме престарелых, в санаториях. Для них это было – как репетиция перед конкурсами. Играли не за деньги – за совесть.

Как найти правильное дыхание

Учеников у Валерия Монгуша, конечно, много. Он и с детьми работал до недавнего времени. Да и сейчас никому в помощи не отказывает. Если откроется академия хоомея, и его туда позовут, тоже не откажется. Как и другие Народные хоомейжи. Каждому из них есть что передать молодежи, у каждого свой стиль, своя манера исполнения.

А сейчас он достаточно много работал с японцами, тайванцами. У них тоже есть способности, может быть – это как исключение. Валерий Кечилович уверен, что если с ними работать, то японцы точно смогут петь лучше.

Когда он сам отбирал учеников, то сначала слушал, кто как поет, есть ли народный голос. Большое значение имеет еще и то, были ли в роду хорошие музыканты – много передается в генах.

Научить, конечно, достаточно сложно. Главное – найти правильное дыхание, чувствовать, как формируются звуки. Это сложно объяснить, можно только показывать и пробовать.

Еще надо, чтобы дети слышали все звуки.

Конечно, в городе это сложно – слушать природу. Но для музыканта необходимо знать звук весеннего ручейка, отличать его от летнего и осеннего.

Неужели звуки ручейка так меняются в разное время года? Конечно! Валерий Кечилович говорит, что в весеннем ручейке слышен звон льдинок, через его журчание доносятся крики весенних птиц, которые заняты своими, весенними делами. А вот летом, тем более осенью, звуки более мягкие.

Если ребенок не слышит, не понимает эти звуки, хорошего музыканта из него не получится.

Учиться хоомею могут не только мальчики, но и девочки. Ведь и раньше женщины пели колыбельные, в том числе и используя звуки горлового пения. А сейчас – тем более, кто же может запретить им петь.

Не обязательно становиться профессиональным музыкантом, Валерий Монгуш хочет, чтобы все мужчины в Туве могли бы исполнять хоомей.

У него был ученик - Аян-оол Ондар. Пел он очень хорошо. Но стал борцом, а не музыкантом. Когда победил в Греции на первенстве по вольной борьбе среди юношей, от радости исполнил танец орла и пел – исполнял сыгыт. Это нормально, и это – правильно.

Я хочу…

А что может хотеть Народный хоомейжи, который уже достиг вершин мастерства, которого признают и уважают все музыканты?

Хочет он многого. Действительно, многого. Хочет, чтобы во всех школах Тувы были кружки или секции, или факультативы по хоомею. Хочет, чтобы все мужчины Тувы могли исполнять горловое пение на высоком уровне.

Хочет, чтобы хоомейжи, которые работают в разных отраслях, отпускали на соревнования, конкурсы, фестивали, но при этом сохраняли им зарплату и даже выдавали отпускные. Его ученики сейчас работают в МВД и других структурах. Есть медики и спортсмены. Они хотели бы, но не всегда имеют возможность участвовать в конкурсах.

Хочет, чтобы больше внимания уделяли детям в селах: «В районах из семей чабанов должны вырасти хорошие хоомейжи. Которые, шутя-говоря, ели чистое мясо, пили чистую воду, вдыхали чистый воздух. У них есть голосовые данные».

Валерий Монгуш хочет, чтобы развивался разный хоомей: и традиционный, и современные направления. «Только музыканты, которые будут исполнять хоомей с японскими или финскими музыкальными инструментами, всегда должны говорить, что они исполняют не просто хоомей, а тувинский хоомей».

Ирина Качан, газета Плюс Информ
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) 25.04.2024: Городской отборочный тур конкурса юных исполнителей хоомея "Сарадак-2024". Начало в 13 ч (Арт-центр "Найысылал", ул. Калинина, д 2б, Кызыл, Тува)

2) 26.04.2024: ДИКТАНТ ПОБЕДЫ

3) 27.04.2024: Республиканский спортивно-художественный праздник «Согунналган сыгыдымны», посвященный присвоению звания "Народный хоомейжи РТ" Артуру Дамдын-оолу: конкурс среди исполнителей хоомея, в стрельбе из лука. (Стадион им. Тувинских добровольцев, с. Чаа-Холь, Чаа-Хольский кожуун, Тува тел.: 89835163197 - Адыгжы Кузен-оолович, 89991792095 - Артур Сергеевич. e-mail: ctyva@yandex.ru)

4) 29.04.2024 - 04.05.2024: XIX Международная выставка-ярмарка «СОКРОВИЩА СЕВЕРА - Мастера и художники России - 2024» (55 павильон ВДНХ, Москва)

5) 06.05.2024: 117 лет со дня рождения героя Великой Отечественной войны, военного летчика Николая Францевича Гастелло (1907-1941), чье имя носит Национальный парк Тувы (Кызыл, Тува)

6) 07.05.2024: День Связи

7) 07.05.2024: 55-летний юбилей Хомушку Андрея Айрандивиевича, преподавателя специальности "хореографические дисциплины" Кызылского колледжа искусств им. А.Чырга-оола (Кызыл, Тува)

8) 10.05.2024 - 12.05.2024: Республиканский турнир по вольной борьбе памяти тренера Альберта Александровича Ооржака (Спортшкола г. Ак-Довурак, Тува тел.: +7(901)1376795, +7(923)3882338)

9) 11.05.2024: Юбилей известного тувинского историка Рамиля Харунова (Тува)

10) 29.05.2024: 95 лет (1929-2003) со дня рождения Валерия Севилбаевича Шаравии, поэта, журналиста, главного редактора газеты «Шын» (1971-1989 гг.) заслуженного работника Республики Тыва (Тува)

все даты



© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования