Четверг, 5 декабря 2024 г. 09:21 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Адар-оол Норбу. Знаете, каким он парнем был!
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Август 2015    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Адар-оол Норбу. Знаете, каким он парнем был!

Адар-оол Норбу. Знаете, каким он парнем был!Адар-оол Норбу, пилот вертолета, потерпевшего крушение, был удивительным человеком, и летчиком от Бога. Его хорошо знали друзья, казалось бы, этого и достаточно – обычный же человек. Но и после того, как его наградили за подвиг в 2013 году, в прессе появилась только информация о награждении – не о нем самом. 

Без комплексов и звездной болезни

О нем говорят, что он был удачливым, но эта «удачливость» давалась большой и беспрестанной работой.

А начиналось все достаточно просто. Родился в селе Тээли Бай-Тайгинского района в многодетной семье (кого в Туве этим можно удивить!) у талантливых и работящих родителей. Что работящих – понятно: одиннадцать детей, всех надо на ноги поставить. А талант проявлялся во всем, в знании фольклора, в том, как отец делал мебель и рассказывал сказки, в том, что родители любили музыку и старались всем детям дать музыкальное образование. Отец – Матпак Норбу долгое время работал заведующим молочно-товарной фермой «Ээр-Хавак». Своими производственными показателями и достижениями ферма славилась в те годы на всю республику. Но свободное время уделял резьбе по дереву, у него в роду было много мастеровитых людей – кузнецы, резчики.

Адар-оол выбрал другой путь, его всегда манило небо. В тээлинской школе проучился до восьмого класса (учился в 8 «в»), потом уехал в Кызыл. Он уже знал, что будет поступать в летное училище, и хотел хорошо подготовиться. Десятый класс окончил в 1982 году, все точные науки знал на «отлично», понимал, что иначе о небе можно и не мечтать.

После школы сразу поступил в летное училище в городе Кременчуг, но экзамены для поступления сдавали в Красноярске. Конкурс был огромный - чуть ли не десять человек на одно место. Многие, кто приехал с ним поступать отсеялись быстро (здоровье, недостаток знаний, проблемы с языком), некоторые из них, с мечтой о небе, стали техниками. И близко самолеты-вертолеты, да не полетаешь. Поступил из Тувы только он и еще один парень – Кара-Сал Шолбан, который тоже успешно закончил летное училище.

Адар-оол Норбу был простым, общительным парнем. Звездной болезни не было. И комплексов не было – в связи с тем, что не всегда мог найти работу в Туве, жил холостяком в общежитии аэропорта в Красноярске. И за годы работы, куда только не бросала его судьба летчика: возил нефтяников на Севере, и золотодобытчиков, летал немного на разных самолетах. Но он же был вертолетчиком! И заново пересел на «вертушку». 

Риск и строгий расчет

Друзья рассказывают о нем легенды. Говорят, что в восьмидесятых, уже, конечно, после окончания училища, он посадил свой вертолет у фермы отца. И тот потом долго ходил гордым. Впрочем, это было и на самом деле.

Рассказывают и более удивительные вещи. Мол, как-то в полете отказали оба двигателя. Вертолет стал падать. После второй или третьей попытки завести, он увидел в иллюминаторе лик Христа. И двигатели завелись. Впрочем, говорят, что летчики в полете вообще много чего видят, в том числе и инопланетян. Оно, конечно, байки. Но все же… На самом деле вертолет ведь только с виду мощная машина. Незначительные, на первый взгляд, неполадки в двигателе, разрушение редуктора, самопроизвольная остановка двигателя, сильный ветер, который может бросить вертолет на скалы, как щепку…

Вертолетчики говорят, что у машины могут быть разные опасные режимы полета. Если просто тряска, то ее можно и потерпеть, а вот если будет что-то, вроде самопроизвольного разворота или самопроизвольного снижения, то выход только один: молиться и просить, чтобы Всевышний помог выйти из такого режима.

Наверное, все-таки, не только молитвы, но и строгий расчет, и профессионализм помогают преодолеть опасности.

В 2013 году Адар-оол Норбу сделал очень сложный маневр, когда доставлял спасателей и оборудование на Ак-Баштыг. Школьники хотели туда подняться, но непогода, снежная лавина… Трагедию того года помнят многие. Склон годы достаточно крутой, и человеку стоять сложно, а машины туда точно не пройдут. И подходящей площадки для посадки не было. Вертолет Адар-оола Норбу тогда завис в воздухе, как бы «зацепившись» колесом за гору. Это был сложный маневр, но Адар-оол выполнил его виртуозно. За что и был награжден медалью «За доблестный труд». 

Чем короче – тем лучше

Никто пока не знает, что могло произойти в тот несчастный день, когда Ми-8 врезался в склон хребта Тумат-Тайги. Да, сильный ветер, непогода. Но просто ветер вряд ли смог помещать пилоту такой категории, как Адар-оол Норбу.

Владимир Сиирин, заместитель начальника Тувинского поисково-спасательного отряда, руководил работой спасателей. Рельефные условия сложные, он руководил работой в базовом лагере, но был еще один небольшой лагерь, ближе к месту аварии. Оттуда сотрудники МЧС практически не спускались, чтобы не тратить время на сложный подъем.

Условия работы – сложнейшие. Тут и высота, и крутой склон, и сыпучий грунт, и погода противодействовала – туман, дождь, град, ветер. Тумат-Тайга не хотела отдавать свои жертвы.

Представители других служб работали там недолго, в основном все работы производили сотрудники МЧС. Останки людей собраны, вывезены на «Урале» и доставлены в криминальный морг.

Спасатели собирали еще и сохранившиеся личные вещи, чтобы определить количество пассажиров. Работали с 8 по 13 августа.

Высказывать свои предположения о том, сколько было пассажиров, и каковы причины аварии, Владимир Сиирин отказался категорически. Он считает некорректным публиковать сейчас какие-либо сведения, пока не будет завершена работа следователей. И без того в некоторых СМИ уже появились самые дикие домыслы.

Он считает, что нужно писать только уже известные проверенные факты, и чем более сжато – тем лучше. Хотя бы для того, чтобы не травмировать лишний раз родственников погибших.

В прошлом году Адар-оол Норбу отметил свое пятидесятилетие.

И.Вечорко, Плюс Информ, plusinform.ru
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) В ЭТИ ДНИ: new! Республиканский форум "Доброволец Года-2024" (Дворец молодежи, Кызыл, Тува)

2) СЕГОДНЯ: new! Международный день добровольца

3) ЗАВТРА: new! Торжественное собрание, посвященное 30-летию со дня создания Управления Федерального казначейства по Республике Тыва. Начало в 11 ч (Центр культурного развития, Кызыл, Тува)

4) 07.12.2024: Республиканский конкурс среди мультиинструменталистов-хоомейжи «ХӨӨМЕЙИМНИ – ХӨГЖҮМҮМНҮ» на призы Народного хоомейжи, Заслуженной артистки Республики Тыва Чодуры Тумат (Кызыл, Тува)

5) 07.12.2024: new! День рождения Рената Васильевича Кужугета, директора Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (Кызыл, Тува)

6) 09.12.2024: ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА

7) 12.12.2024: День Конституции Российской Федерации

8) 13.12.2024: 95 лет (1929-2006) со дня рождения Кызыл-Эника Кыргысовича Кудажи, народного писателя Тувы, награжденного Орденом Республики Тыва, был председателем правления Союза писателей Тувинской АССР (1980-1989 гг.), редактором отдела прозы журнала «Улуг-Хем» (Тува)

9) 18.12.2024: 100 лет (1924) со дня организации Тувинского Центрального кооператива (Тувинценкоопа), Тувинской потребительской кооперации (ныне Совет Союза потребительских обществ Республики Тыва) (Тува)

10) 25.12.2024: 65 лет (1959) назад чабану колхоза «30 лет Октября» Дзун-Хемчикского района Ооржаку Лопсанчапу присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. (Тува)

все даты


Самое читаемое

© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования