|
Главная задача педагога — создать условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика, помочь ему реализоваться в учебе, общении, совместной деятельности коллектива, считает Александр Сюрюн, учитель физики Аграрного лицея. Решить её можно, насыщая жизнь класса интересными делами.
Александр Адыг-оолович родом из Бай-Тайги, окончил Шуйскую школу. Из восьми детей он — старший. С детства тянулся к технике. Отец работал и на тракторе, и на комбайне, был механиком в совхозе. У него была автомашина «Техпомощь» со станками, к которым словно магнитом тянуло любознательного подростка. Уже в 12 лет Александр водил машину, умел управлять и сельхозтехникой. Учителем физики в родной Шуйской школе был Ангыр Баирович Хертек (сейчас он председатель Общества слепых), вел кружок по этому предмету, и к Новому году мальчишки мастерили светящиеся гирлянды для школы. Я не думал, что буду педагогом, просто интересовался физикой, говорит Александр Сюрюн, а когда поступил в Кызылский пединститут, понял, что именно эта профессия — мое предназначение. Закончив КГПИ в 1983 году, работал в Тээлинской средней школе учителем физики, математики. Потом в родной Шуйской средней школе выпустил один класс. В 1987 году перевелся в кызыл-мажалыкскую среднюю школу № 1, где проработал 24 года. С 2010 года преподает физику в республиканском Аграрном лицее.
— Как вам современные дети, Александр Адыг-оолович?
— Во все времена дети остаются детьми, только по-своему меняются в зависимости от жизненных обстоятельств, обстановки в стране. Сейчас все дети умеют пользоваться Интернетом, используя его в различных целях, например, в решении задач. А мы-то раньше всё считали в уме, тогда даже калькуляторов не было. В Кызылском пединституте, где я учился, были прекрасные педагоги: Набатов, Хворов, Деменский, Алдын-Херел Ондар, Хеймер-оол Саая, Панаргин, Беркович, Алтай Пиче-оол.
— Вы работали во многих школах республики. Есть какие-то отличия?
— Везде есть свои особенности. Когда с женой приехал в Тээли, она тоже педагог, работал по 28 часов при норме 17 часов. Молодой был, все выдерживал. В Кызыл-Мажалыке, как только пришел в школу, был назначен классным руководителем 8 «г» класса. Первая же экскурсия на гору Барлык выявила не только неумение ребят вести себя в обществе, но и полное отсутствие коллектива как такового. Поэтому важнейшей задачей стало создание коллектива. Увлеченность туризмом, опыт работы с предыдущими классами подсказали, что нужно сплотить ребят посредством туризма — это прекрасное и эффективное средство обучения и воспитания здорового, закаленного и волевого человека. Родители помогли с организацией первых походов выходного дня на гору Бижиктиг-Хая, в местечко Кооп-Кежиг, по реке Хемчик. Второй момент — понимание того, что класс — это второй дом, где уют, тепло и взаимопонимание зависят от самих ребят.
— Как наказываете нерадивых учеников? Кричите?
— Убеждаю. Страшно было в 90-х годах, я в то время работал в Кызыл-Мажалыке: подростки нюхали бензин, вдыхали клей. Смотрим — мальчиков нет, идем искать. Ученики тогда бесчинствовали: розетки ломали, стулья. Это были лихие 90-е — какой мир, такие и дети. Наверное именно тогда я нашел верный способ «укрощения строптивых». Я ведь вожу детей в походы, каждый хочет пойти со мной, поэтому стараются показать себя с хорошей стороны. Могу наказать тем, что не возьму с собой в поход.
— Сегодня школа предоставляет только образовательные услуги…
— Зачастую родители считают, что их детей в основном должны воспитывать воспитатели, учителя, а сами они — по случаю. В советское время я даже отвечал перед судом за то, что мой ученик украл лошадь. Почему, башкы, воспитали такого, спрашивали меня. Другой бы не выдержал, ушел, но я остался. Сейчас акцент сместился, за воспитание отвечает прежде всего семья, но это не значит, что школа отмахнулась от этой функции. Это невозможно. Детишек невозможно научить чему-то основательно, не воспитывая при этом. Ведь даже для того, чтобы тебя слушали на уроке, нужно найти к детям подход, а это уже — воспитание. Я уж не говорю о воспитательном заряде, которые несут уроки литературы, истории и даже ОБЖ.
— А что может дать физика в этом плане?
— То же, что и все другие дисциплины, — понимание мира вокруг себя. Знание — сила, это ведь не пустые слова. Но знаете, физика как предмет стоит особняком совсем по другой причине. Она интересна большинству детей, как никакая другая точная наука, а потому и мотивирует детей более других учиться мыслить, задавать вопросы и искать ответы на них. А это — самое главное, сердцевина всего того, что называется учебно-воспитательным процессом. Не зря говорят: человек — это то, как и что он мыслит…
— Как вы считаете, быть педагогом в общеобразовательной школе мужчинам легче или труднее, чем нам, слабой половине человечества?
— Знаете, как и во всем, однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Но то, что мужчине в школе легче, чем большинству женщин, — это аксиома. Хотя бы потому, что мальчишки, которые доставляют учителям больше всего хлопот, относятся к педагогам-мужикам иначе, я бы сказал, под их началом они становятся более управляемыми, что ли. Да и у девочек к нам совсем иное отношение, чем к коллегам-женщинам.
— Но вы говорили о том, что не все так однозначно, значит, у роли мужчины в школе есть свои проблемные моменты? В чем же заключаются эти трудности?
— По большому счету трудность одна, но зато какая… А заключается она в том, что нам ни на мгновение нельзя забывать о том, что мы не только учителя, но еще и мужчины, и всегда, несмотря ни на что, должны соответствовать этому, на мой взгляд, очень высокому званию. Словом, поступком, реакцией на поведение учеников, походкой и даже внешним видом: как одет, побрит, причесан… Это сложно, поверьте, но приходится держаться.
— Расскажите, пожалуйста, о своей семье.
— Супруга, Надежда Маадыр-ооловна, тоже педагог, сейчас заведует интернатом лицея. В ее семье и по отцу, и по матери все педагоги, целая династия. Они — потомки Буяна-Бадыргы. Мой пятилетний внук уже знает, кто такой Буян-Бадыргы. У нас двое детей, дочь работает в НИИ при Академии наук в Санкт-Петербурге, кандидат филологических наук. Сын после окончания ТувГУ служит в Тывинской таможне. Двое внуков.
— О чем бы вам хотелось сказать напоследок?
— Если мои ученики успешны, я радуюсь: в них заложена маленькая частичка и моего труда. Часто представляю, какими будут мои дети. Это будут самостоятельные и самодеятельные личности, понявшие свою самоценность, которые утвердились во взрослой жизни благодаря саморазвитию и самореализации. И с моей скромной помощью тоже…
Александр Адыг-оолович ведет активную пропаганду здорового образа жизни через секции спортивного ориентирования и туризма. Имеет опыт проведения многодневных туристских степенных и категорийных походов. Каждый год проводит до четырех походов с учащимися. Его любят и уважают ученики. Заслуги педагога отмечены высокими наградами.
В 2002 году решением Правления Международной Соросовской Программы Александру Сюрюну присвоено звание «Соросовский учитель».
Награжден Грамотами МОПО РТ за достигнутые успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, за заслуги в развитии детско-юношеского туризма и краеведения в РТ. Он — Почетный работник общего образования РФ, победитель районного конкурса «Классный руководитель-2006» (п. Кызыл-Мажалык), победитель конкурса руководителей классов (групп) РТ, работающих в инновационном режиме (2006), победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации (2008), ветеран труда. Награжден грамотой 6-го экослета учителей РТ за лучшее туристическое путешествие с учащимися; дипломом ЦДЮТ РТ за лучшую методическую работу по туристско-краеведческой работе с учащимися. Победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО, обладатель нагрудного знака «За заслуги в развитии детско-юношеского туризма» РФ, кандидат в мастера спорта по спортивному ориентированию, чемпион РТ по туризму. Шестикратный чемпион РТ по туризму среди учителей, неоднократный чемпион РТ по спортивному ориентированию, постоянный участник и неоднократный призёр республиканской туриады школьников как руководитель команды. Отличник физкультуры и спорта РТ, судья республиканской категории по спорту.
|
|