|
Платоновский фестиваль искусств и его новаторская программа «World music» подарили воронежцам еще одно незабываемое событие – встречу с группой «Хун-Хурту», признанными во всем мире мастерами горлового пения, продолжателями древних традиций народа Тувы.
Из чего рождается музыка?
На просторах бывшего СССР Хун-Хурту были самой заметной величиной на этно-музыкальной сцене. С начала 90-х коллектив активно гастролирует и дает концерты во всех частях света, является желанным госте на фестивалях World Music, джаза и рок-музыки. На днях и Воронежу посчастливилось принимать у себя прославленных музыкантов. – Наша музыка в достаточной мере импровизационна, – рассказал Саян Бапа. – Мы стараемся быть мультиинструменталистами и играть на многих национальных инструментах. Так наша музыка приобретает разнообразие красок. В «арсенале» музыкантов, действительно, множество уникальных аутентичных инструментов. Секреты их изготовления, знание об особых (исключительно сибирских) материалах передавались, как фольклорные предания, из уст в уста на протяжении столетий. – Для создания инструментов используется конский волос, кожа горного козла, сибирская лиственница. В мире нет аналогов тувинским национальным инструментам. Поэтому, если на гастролях что-то выходит из строя. Ломается. Мы оказываемся в очень затруднительном положении, – рассказал Радик Тюлюш. Вот лишь некоторые из инструментов, создающих удивительный музыкальный мир на концертах Хун-Хурту: игил (двухструнный смычковый инструмент с долбленым эллипсовидным корпусом), бызаанчы (четырехструнный смычковый инструмент. Верхняя сторона которого затянута кожаной мембраной), шоор (вид продольной флейты), хомус (варган), дошпулуур (древний струнно-щипковый инструмент, прародитель банжо), различные виды перкуссионных барабанов… – В ритме наших песен отражается пять видов конского хода. Мы используем инструмент, сделанный из высушенных конских копыт – дуюг. К слову, только на территории Тувы и еще в Исландии знали о пяти ходах, в то время как во всем остальном мире были распространены только три, – подчеркнул Саян Бапа.
«Уметь петь – гордость для мужчины» Участники группы рассказали, что горловым пением владеет сегодня едва ли не каждый второй мужчина-тувинец. А этнографические экспедиции прошлых веков устанавливали, что «поющим» было до 90 % мужского населения. – Традиция горлового пения передается в семье от отца к сыну. Когда ребенок с младенчества видит и слышит. КК поют его старшие родственники – отец, братья, дяди, деды – песня становится для него вторым языком. Это так же естественно, как говорить «мама» и «папа». В то же время, для мужчины умение петь – предмет гордости, как и мастерство верховой езды. Но чтобы стать известным певцом, конечно, нужен талант. Одаренные и трудолюбивые музыканты становятся основоположниками или продолжателями известных династий, – рассказал Саян Бапа. – Особенность нашего пения состоит в том, что мы умеем возбуждать так называемые «спящие» связки. В Нью-Йорке у нас даже был такой интересный опыт: в нос и в горло нам вставляли камеры, чтобы увидеть. Как и почему вдруг начинает работать то, что у всех, как правило, не задействуется. Это древний опыт горлового пения обладает такой властью. Впрочем, на наших мастер-классах, при общении с учениками разных национальностей мы видим, что научиться азам горлового пения может каждый, – пояснили музыканты.
|
|