Понедельник, 6 июля 2020 г. 20:22 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » На левобережных дачах Кызыла в День славянской письменности команды будут играть в лапту
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Май 2014    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

На левобережных дачах Кызыла в День славянской письменности команды будут играть в лапту

На левобережных дачах Кызыла в День славянской письменности команды будут играть в лапту25 мая, в День славянской письменности и культуры, на Левобережных дачах в 15 часов стартуют соревнования в русскую народную игру – лапта. В них смогут принять участие все желающие. Организаторы – Департамент по культуре и спорту при поддержке депутатов Хурала представителей г. Кызыла – приглашают к участию разновозрастные дворовые команды дачных обществ. «Мы начнем нашу программу на Левобережных дачах с концерта, а далее перейдем к спортивной части», - говорит руководитель Департамента Эртине Конгар.

Поддерживать развитие физкультуры и спорта на Левобережных дачах – с такой задачей в этом году решили проводить ежедневные утренние зарядки на улицах Кызыла организаторы проекта «Бодрое утро», презентация которого прошла 22 мая. А сами зарядки стартуют 26 мая с 7 часов утра на площади Арата.

Состязания в лапту – это один из первых шагов. Копить «бодрячки» - картонные жетоны с логотипом «Бодрого утра» будут выдаваться всем участникам уличных утренних зарядок. А накопленные «бодрячки» каждый месяц при поддержке можно будет конвертировать в мячи, волейбольные сетки, футбольные ворота и призы для соревнований. Опять же на Левобережных дачах.

«Конечно, довольно сложная схема, - говорит один из организаторов проекта, лидер Молодежного правительства Юлия Ондар. – Проще, как предлагали многие – просто поощрить самых активных участников зарядки. Это тоже важно. И мы это сделаем. Но намного важнее зарядить их тем, что их энергия пойдет во благо других, намного более нуждающихся в поддержке».

Предпринимателей приглашают в партнеры «Бодрого утра».

Телефон организаторов - 24835

Правила игры в лапту

Эта игра не требует дорогостоящих принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность. Для лапты необходимы игровая площадка 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину с земляным, травяным или искусственным покрытием, цельнодеревянная бита и теннисный мяч. 

Упрощенные вариант лапты для небольшой компании или одной семьи

И «свечки» и «тройник» — замечательная, если можно так сказать, семейная лапта. Три-четыре игрока — это как раз оптимальный состав для одной отдыхающей на природе семьи. 

СВЕЧКИ 

Если собираются играть  три-четыре человека, то обычно используется упрощенный вариант — «свечки». 

На ровной лужайке на расстоянии 15—20 м друг от друга проводили две линии: одна называлась городом, другая — коном, или домом. 

Потом, используя считалку или жребий, определяется бьющий, он становился за чертой города, остальные располагались в поле за коном.
Бьющий подбрасывает мяч и сам же сильно ударяет по нему битой. Полевые игроки, наблюдая за мечём, ждут, когда он пересечет кон, чтобы, не дав ему опуститься на землю, поймать. Если это им удаётся, бьющий идет в поле, а его место занимает игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторяется.
Бывает, что бьющий промахивается по мячу. Правила разрешают ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступает свое место другому игроку. 

ТРОЙНИК 

 
Три игрока (отсюда и название — «тройник») располагаются в таком порядке: один у линии города, другой — у кона. Третий же — бьющий — может начинать игру с любой линии. Если в «свечках» бьющий сам подбрасывал себе мяч под удар, то в этой игре ему помогает полевой игрок. «Тройник» — более динамичная игра, поэтому бьющий здесь должен не только сильно бить по мячу, но и быстро бегать: после удара, пока мяч летит по воздуху, он должен пробежать всю площадку и встать за противоположной чертой. В это время полевой игрок, стоящий у дальней линии, старается перехватить стремительно летящий мяч, чтобы осалить им бегущего.
На удар бьющему отводились три попытки. Если он не уверен, что после несильного удара сумеет перебежать площадку неосаленным, то остаётся на месте. После третьего даже неудачного удара он обязан бежать к противоположной черте. Успех этой перебежки зависит от его ловкости, быстроты, смекалки. 

Лапта развивает все качества, необходимые спортсмену: реакцию, скорость, точность, концентрацию внимания, игровое мышление и навыки командного взаимодействия. 

КЛАССИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ЛАПТЫ

ВВЕДЕНИЕ 

В лапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая – на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды – подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.  

ПЛОЩАДКА 

Игровая площадка представляет собой прямоугольную площадку. Размеры площадки, в зависимости от ранга соревнований и условий проведения соревнований составляют: ширина – 15-55 м, длина – 25-40 м. Размеры измеряются по внешней линии, ограничивающей поле. 

Комментарий. Соревнования могут проходить на площадке с искусственным покрытием, так и на травяном или земляном покрытии. По боковым линиям должно быть свободное пространство 3 метра, с торцевой линии и линии города – 5 метров. Если игра проходит в зале, освещение должно быть достаточным и равномерным. 

ШТРАФНАЯ ЗОНА 

В штрафную зону входит шестиметровое пространство от линии Города, она служит для определения правильности удара и выноса мяча за линию Города. 

Комментарий. Удар считается не действительным, если мяч по воздуху не пересек линию штрафной зоны. Во время выноса мяча за линию Города в штрафной зоне должно находится не более одного игрока защиты. Судьям не подавать сигнал на право удара, пока игрок защиты не выйдет из штрафной зоны. 

ПЛОЩАДКА ПОДАЮЩЕГО 

Находится в центре лицевой линии, ограничивается двумя линиями на ширине 3 метра и длиною 1 метр. 

ЗОНЫ СКАМЕЙКИ КОМАНД 

Зоны скамейки команд находятся вдоль лицевой линии по обеим сторонам штрафной площадки. Скамейки должны быть рассчитаны на 10 человек для каждой команды. 

КОМАНДЫ 

Каждая команда состоит не более чем из 8 игроков и тренера. Один из игроков является капитаном. Состав команды перед началом игры не может иметь менее пяти участников. Во время игры команды в защите на площадке должно находиться пять игроков. Во время игры в нападении игроки не имеющие право на атаку, находятся на скамейке. 

КАПИТАН

Каждая команда должна иметь своего капитана. Когда возникает необходимость, капитан является представителем своей команды на площадке. Он может обращаться к судье по вопросам, связанным с толкованием Правил или для получения необходимой информации, по окончании игрового момента. Это он должен делать в корректной форме. Если по какой-то причине капитан заканчивает игру, он предупреждает об этом судью и назначает одного из игроков выполнять его обязанности и передает ему повязку. 

ТРЕНЕР КОМАНДЫ

Каждая команда должна иметь тренера. Тренер несет всю ответственность за свою команду и является руководителем по всем вопросам. За 15 мин до начала игры он должен заполнить протокол игры. Он имеет право объявить судей о замене, о таймауте, обратиться к судье по каким-то разъяснительным вопросам, но только по окончании игрового момента. Тренер может иметь помощника, но об этом он должен заранее сделать запись об этом в протоколе. Помощник тренера может обращаться к судьям только в том случае, когда тренер по каким-либо причинам покинул игру. Обязанности тренера может выполнять капитан команды. 

 СУДЕЙСКАЯ БРИГАДА 

 На одну игру назначаются судейские бригады в составе: ст.судья, судья на линии, секретарь. 

СТАРШИЙ СУДЬЯ 

Старший судья должен проверить и утвердить место проведения игры, проверить форму и снаряжение команд, при необходимости проводит предигровую жеребьевку, выводит на игру команды, принимает решения по всем вопросам по ходу игры. В случае возникновения спорных вопросов принимает решение, дает команду на начало и окончание игры, дает свисток на остановку игрового момента и возобновления игры, проверяет протокол, утверждает счет. Подтверждает или аннулирует решение линейных судей. 

ЛИНЕЙНЫЙ СУДЬЯ 

Линейный судья контролирует ход игры и жестами указывает на те или иные действия игроков старшему судье и игрокам, подписывает протокол. 

СЕКРЕТАРЬ 

Секретарь проверяет правильность заполнения протокола до начала матча. Ведет протокол во время игры, следит за заменами, общим временем, подсказывает ст.судье о выходе мяча в аут и правильности набранных очков, регистрирует использованные минутные перерывы, подписывает протокол и передает его гл.судье соревнований. 

ИГРОВОЕ ВРЕМЯ 

Игра состоит из четырех таймов по 15 минут общего времени. Между первой и второй, третьей и четвертой четвертями двухминутный технический перерыв. Между второй и третьей четвертью перерыв 5 минут.
Комментарий. В зависимости от ранга и уровня соревнований общее время может быть сокращено, как игровое, так и перерывы. 

НАЧАЛО ИГРЫ 

Игра начинается с приветствия команд. Согласно жребию, одна команда занимает позицию в защите, другая – в нападении. По свистку старшего судьи игрок нападения производит первый удар и начинается общий отсчет времени. 

УДАРЫ ПО МЯЧУ 

Удары по мячу производятся битой, которая держится двумя руками, а замах производится из-за головы. Бить с плеча или с боку запрещается. На правильный удар дается две попытки. Удар считается действительным, если мяч по воздуху пересек шестиметровую зону и упал в пределах поля или по воздуху улетел за линию города не пересекая боковые линии. Удар считается не действительным, если мяч в воздухе задел потолок, сетку и др. посторонние предметы. После неправильной первой попытки дается вторая, если и она не удачная, то игрок лишается удара, но он имеет право на перебежку. Игрок может отказаться от удара, для этого он должен встать в районе зоны подачи и, подняв вверх руку оповестить об этом старшего судью.  

ПОДАЮЩИЙ 

По просьбе бьющего он подает мяч на указанную высоту. Для совершения удара дается возможность двух подкидываний. Подающим игроком должен быть на совершения удара. Подающий не имеет права на атаку, но может выходить в поле на обратное осаливание. 

ПРАВО НА АТАКУ (ПЕРЕБЕЖКУ) 

Право совершить перебежку имеют только те игроки, которые совершили попытку удара. Совершив полную перебежку, игрок может совершать перебежку только после совершения им удара. 

ВЫНОС МЯЧА 

Вынос мяча производится игроком защиты, находясь в пределах игрового поля. Мяч может быть вынесен как броском, так и в руке между флажками линии городаЕсли мяч пересек линию города через боковые линии, то игра продолжается. Запрещается делать ложные замены на вынос мяча. 

ОСАЛИВАНИЕ 

Осаливание – попадание мяча в игрока атаки. Осаливание игрока на падения производится в тот момент, когда он совершает перебежку и находится в поле. Осаливать можно только находясь в пределах поля, мяч должен быть выпущен из рук. После осаливания игра продолжается, и игроки защиты должны покинуть поле за линию кона или города. Если при осаливании мяч попал в голову, то осаливание не засчитывается, при умышленном попадании в голову игрок защиты наказывается желтой карточкой. 

ОБРАТНОЕ ОСАЛИВАНИЕ 

После осаливания игроки той команды, игрок которой был осален имеют право производить обратное осаливание, т.е. подбирать мяч и осаливать игрока противоположной команды. Обратное осаливание может происходить многократно. На обратное осаливание со скамейки запасных в поле может выходить не более 5 человек, в противном случае дается свободная смена команд. 

САМООСАЛИВАНИЕ 

Игрок нападения считается самоосаленным, если он выбежал и вернулся за линию кона или города, во время перебежки выбежал за боковую линию, коснулся мяча или игрока защиты владеющего мячом. Очки, набранные в момент самоосаливания, не засчитываются. Игрок защиты после самоосаливания и свистка судьи оставляет мяч в поле и покидает его за линию кона или города. Игроки, совершившие самоосаливание имеют право на обратное осаливание. При умышленном самоосаливании назначается свободная смена. 

Комментарий. Часто при самоосаливании игроки защиты и нападения оказываются в ауте, самоосаленным считается тот, кто последним покинет аут. 

ПЕРЕБЕЖКИ 

Каждый игрок нападения имеет право на перебежку, только после того, как совершил удар. Игрок, перебежавший с линии Города до линии кона, пересекший ее и вернувшийся за линию Города не был осален сам или не был осален кто-то из игроков его команды, совершил полную перебежку и принес своей команде 2 очка. Перебежки в одну из сторон не приносят команде очков.                        

ОЧКИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРОИГРАВШИХ 

Каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч после удара с лета, приносит своей команде 1 очко. Победителем считается та команда, которая наберет больше очков. 

Команде может быть засчитано поражение, если в ходе игры на поле осталось менее трех человек. Если команда не явилась на игру, ей засчитывается техническое поражение и команда несет другие наказания, предусмотренные положением о соревнованиях. 

Пресс-служба хурала представителей г. Кызыла
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) В ЭТИ ДНИ: ЕГЭ по русскому языку (Россия)

2) СЕГОДНЯ: 115 лет (1905-2000) со дня рождения Леонида Павловича Потапова, этнографа, крупного исследователя истории народов Центральной Азии (Москва)

3) СЕГОДНЯ: new! Онлайн-эфир с вице-президентом Торгово-промышленной палаты Тувы В.В.Журавлевым "Меры поддержки МСП в Республике Тыва". Начало в 16 ч по тувинскому времени (12.00 мск) (instagram.com/zhuravlev_w)

4) 10.07.2020: ЕГЭ по математике (профиль) (Россия)

5) 13.07.2020: ЕГЭ по истории, физике (Россия)

6) 14.07.2020: 100 лет (1920-1995) со дня рождения Николая Николаевича Макаренко, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза. Имя героя носит лицей № 15 г. Кызыла. (Тува)

7) 16.07.2020: ЕГЭ по обществознанию, химии (Россия)

8) 17.07.2020: День рождения Председателя Общественной палаты Республики Тыва А.П.Дамба-Хуурака (Кызыл, Тува)

9) 17.07.2020: 120 лет (1900-1933) со дня рождения Адыг-Тюлюша Чульдума, активного участника революционного движения в Туве, видного государственного деятеля ТНР. Его имя носит одна из центральных улиц Кызыла (Тува)

10) 18.07.2020: День рождения Главы Республики Тыва Шолбана Валерьевича Кара-оола (Тува)

все даты


Самое читаемое

© 2001–2020, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
Главный редактор - Алтынай Валерьевна Чимит
адрес: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
телефон +7 (983) 515-30-95, email: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования