"Защищая" свои программы, регионы, по сути, боролись за федеральные деньги. На софинансирование мероприятий по созданию доступной среды в 2013 году было выделено 340,2 млн. рублей. В 2014 году господдержка резко увеличится - до 4 млрд. рублей; а в 2015 году составит 4,3 млрд. рублей. Но получить деньги можно только при условии, что вторую половину затрат по своей программе регион берет на себя. По итогам конкурса отобраны 68 регионов, в том числе Тува.
В Туве разработана и принята госпрограмма, рассчитанная на 2014-2015 годы. Она станет продолжением ранее реализованных программ по созданию доступной среды для людей с ограниченными возможностями.
По информации регионального Министерства труда и социальной политики, в республике по состоянию на 1 августа минувшего года насчитывалось 23 623 инвалида, или 7,6 процента от общей численности населения, включая 2 394 ребенка. Для решения проблем инвалидов и их социальной защиты Правительством республики принимается целый ряд мер.
В ходе реализации региональной целевой программы «Доступная среда и реабилитация отдельных категорий граждан» выделялись средства на завершение строительства в Кызыле Центра восстановительного лечения детей, обеспечение пожилым людям и инвалидам условий для беспрепятственного передвижения, доступа к пользованию объектами социальной инфраструктуры.
Для обслуживания инвалидов, проживающих в отдаленных и малонаселенных пунктах, организованы так называемые социальные рейсы специалистов различных социальных служб. Особое внимание обращается на воспитание и обучение детей-инвалидов, адресную социальную поддержку семей инвалидов, их трудоустройство, обеспечение лекарствами и медикаментами, техническими средствами реабилитации.
Тем не менее, вопросы социальной защиты и адаптации инвалидов сохраняют свою актуальность. Около половины зданий учреждений здравоохранения и социального обеспечения до сих пор не имеют пандусов, примерно 20 процентов зданий нуждаются в оборудовании подъемниками ввиду отсутствия технической возможности для установки пандусов или лифтов.
Недостаточной остается оборудованность лечебных учреждений вспомогательными средствами для обслуживания инвалидов. Недостаток специального оборудования для обучения инвалидов наблюдается в сфере образования. Актуальной остается проблема трудоустройства инвалидов, для решения которой требуется создание доступной инфраструктуры на рабочих местах, профессиональная подготовка инвалидов и их психологическая адаптация к новым условиям деятельности.
Важным фактором реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями являются занятия физкультурой и спортом. В республике около 500 инвалидов активно занимаются спортом, нередко добиваясь выдающихся результатов. Достаточно назвать имена выдающихся спортсменов Михаила Оюна и Дженни Чамыян. Вместе с тем, для более широкого привлечения лиц с ограниченными возможностями к занятиям физкультурой и спортом требуется более полное насыщение спортивных объектов специализированным оборудованием.
В целях более полной адаптации учреждений здравоохранения и образования, соцзащиты и культуры, спортивных сооружений к обслуживанию инвалидов вновь принятая государственная программа предусматривает выделение средств на выполнение комплекса работ по установке пандусов и поручней, визуальных и тактильных указателей движения, созданию безбарьерной среды на улицах и пешеходных переходах. Для обеспечения равной доступности транспортных услуг предусматривается приобретение пассажирского автотранспорта, оборудованного для перевозки инвалидов, а также возмещение расходов автотранспортных организаций на предоставление льгот отдельным категориям граждан.
Планируется обеспечение музеев, театров, библиотек и других учреждений культуры адаптированным оборудованием: описаниями объектов искусства шрифтом Брайля, индивидуальными беспроводными устройствами, компьютерами с экранным доступом для инвалидов по зрению.
На базе муниципального автономного учреждения «Спорт» предполагается создание клуба адаптивной физкультуры.
Программой предусмотрена система мер по обучению, переподготовке и повышению квалификации специалистов различных отраслей, работающих с инвалидами.
В рамках госпрограммы запланированы также организация санаторно-курортного лечения инвалидов, оказание им адресной социальной помощи, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий среди граждан с ограниченными возможностями, воспитание у здоровых людей гуманного и ответственного отношения к проблемам инвалидов.
Финансирование Программы прогнозируется в объеме 46,3 миллиона рублей, половину из которых составят средства республиканского бюджета, половину – федерального.
Общественный контроль за ходом реализации Программы будет осуществлять Совет по делам ветеранов и инвалидов при Правительстве республики, созданный в апреле прошлого года.
Мерген Ооржак, министр труда и социальной политики, оценивая значение утвержденной Правительством программы, отмечает:
«Мы ни на минуту не должны забывать, что люди с ограниченными возможностями имеют неотъемлемое право на полноценную жизнь, принимать активное участие в социальных, культурных, политических и экономических процессах, обладать свободой выбора и доступа к разнообразным услугам и жизненным благам. Данная Программа как раз и нацелена на преодоление социальной изоляции инвалидов, повышение уровня и качества их жизни. Среди лиц с ограниченными возможностями немало талантливых и одаренных людей, и у них должен быть шанс раскрыть свои дарования. Кроме того, в ходе реализации госпрограммы мы должны напомнить обществу, что забота о людях с ограниченными физическими возможностями – не только конституционная обязанность государства, но и самых широких слоев населения и общественности, каждого здорового человека».
Регионы - участники программы "Доступная среда"
1. Адыгея 2. Алтай 3. Башкортостан 4. Бурятия 5. Дагестан 6. Карачаево-Черкессия 7. Карелия 8. Республика Коми 9. Марий Эл 10. Мордовия 11. Северная Осетия-Алания 12. Татарстан 13. Тыва 14. Саха (Якутия) 15. Удмуртия 16. Хакасия 17. Чечня 18. Чувашия 19. Алтайский край 20. Забайкальский край 21. Камчатский край 22. Краснодарский край 23. Красноярский край 24. Приморский край 25. Ставропольский край 26. Хабаровский край 27. Амурская область 28. Архангельская область 29. Белгородская область 30. Брянская область 31. Владимирская область 32. Волгоградская область 33. Вологодская область 34. Воронежская область 35. Ивановская область 36. Иркутская область 37. Калининградская область 38. Калужская область 39. Кемеровская область 40. Кировская область 41. Костромская область 42. Курганская область 43. Курская область 44. Ленинградская область 45. Липецкая область 46. Магаданская область 47. Московская область 48. Мурманская область 49. Нижегородская область 50. Новгородская область 51. Новосибирская область 52. Оренбургская область 53. Омская область 54. Пензенская область 55. Псковская область 56. Рязанская область 57. Самарская область 58. Свердловская область 59. Смоленская область 60. Тамбовская область 61. Тверская область 62. Томская область 63. Тульская область 64. Тюменская область 65. Челябинская область 66. Ярославская область 67. Еврейская автономная область 68. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
|