Мои дети: какие они?
Моей старшей дочери Саглай десять лет. Она учится в четвертом классе школы №3, стремится к знаниям, в этой четверти вышла ударницей. Заметил, что любимые предметы Саглай – музыка и рисование. Часто поет караоке, обожает рисовать – все свое свободное проводит с карандашами и бумагой.
Саглай – очень ласковый и сентиментальный ребенок. Часто плачет, когда в фильмах показывают трогательные сцены. Еще она общительная и веселая девочка. Любит куклы, до сих пор с ними играет.
Дочь – хорошая няня. Когда родился Сайын, беспокоились с супругой, что Саглай будет ревновать нас к братику. Но получилось наоборот: принесли малыша из роддома, и дочь обрадовалась, сразу полюбила брата и постоянно помогает маме ухаживать за ним. Маленькому Сайыну 21 ноября исполнилось девять месяцев.
Дети – это только проблема или только радость?
Проблемы с детьми возникают, когда они болеют. Саглай часто простужается, у нее бронхиальная астма. А в остальном дети – только радость: радость, что сын родился, радость, что дочь с работы встречает так, будто не видела меня неделю.
Идеал мужского воспитания: кого взял за образец.
Своего отца Саая Манмыровича Бюрбю. Папа был одним из первых композиторов в Туве, входил в Союз композиторов России, являлся Заслуженным работником культуры Республики Тыва. У отца была врожденная интеллигентность и огромная тяга к искусству. Он окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова, был одним из основоположников тувинской симфонической музыки.
В детстве к нам домой часто приходили композиторы, актеры, музыканты, хорошо помню Максима Мунзука. Они играли на фортепиано, устраивали настоящие творческие вечера.
Кроме искусства папа любил спорт. До семидесяти лет бегал по утрам: старался поддерживать хорошую физическую форму. Отец научил меня плавать. Говорил, что плавание, и в жизни обязательно пригодится, и для здоровья полезно.
Здоровье начало подводить папу, когда умерла мама Роза Туматовна Балдан, ей было шестьдесят пять лет. Папа ушел из жизни в 2012 году в возрасте восьмидесяти восьми лет.
Мужские и женские обязанности: как они распределены в нашей семье.
Для мужчины самое главное – обеспечивать семью, поэтому работа в моей жизни занимает большую часть времени, я – инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД РФ «Кызылский». Часто бывает, что ухожу на работу – семья еще спит, прихожу – уже спит.
Все домашние хлопоты – на супруге Айдынме. Она и стирает, и готовит, и убирается, и с двумя детьми управляется. Даже бывало так, что пока по командировкам мотаюсь, жена в квартире одна ремонт делает. Иногда припоминает мне: «Как ремонт в доме, так ты сразу – в командировку».
Но все равно, по возможности, помогаю Айдынме. Когда нахожусь дома, мужскую работу, естественно, делаю сам: недавно, например, стелил линолеум. Не считаю зазорным для мужчины помыть посуду. Иногда занимаюсь стиркой, а свою форму стираю только сам, не доверяю никому. Хорошо готовлю плов и борщ.
С женой мы познакомились 22 августа 2002 года на празднике животноводов Наадым. Но заметил ее годом ранее, когда поступал в Российский государственный гуманитарный университет, в Кызыле есть его филиал. Айдынмаа там работала ведущим специалистом, принимала документы у абитуриентов. «Какая красивая, но строгая девушка», – подумал я, когда впервые увидел ее.
Поженились мы в 2005 году. Свадьбы не было: расписались, немного посидели с коллегами, друзьями в кафе и пошли на работу.
Мое главное достижение в воспитании.
Саглай – очень добрая девочка, никогда не пожелает зла другим, напротив, в любой момент придет на помощь. Дочь уважает старших, растет вежливой: слова «пожалуйста», «спасибо», «извините» она давно использует в общении с людьми.
Моя главная отцовская ошибка, и как я ее исправил.
Сильно избаловал дочь. Все готов для нее сделать. Сейчас стараюсь меньше идти у нее на поводу. Еще очень не люблю, когда Саглай плачет, могу прикрикнуть, чтобы прекратила. Потом совесть мучает, прошу прощения у дочки.
Вредные привычки: может ли мужчина их победить.
Очень долго курил, начал с одиннадцатого класса. Несколько раз пытался бросить, но вновь брался за сигарету. Сейчас у меня еще одна попытка избавиться от никотиновой зависимости.
К алкоголю на протяжении всей жизни было совершенно другое отношение – только по праздникам. Бывает, когда стресс, пропущу стакана два пива, не больше. Еще супруге не нравится, когда забываю бриться.
Уверен, мужчина может победить вредные привычки. Есть знакомые, которые без проблем бросали курить и прекращали пить. Здесь решающий фактор – сила воли. Мама рассказывала, что мой отец тоже курил, но я никогда не видел его с сигаретой. Папа специально скрывал эту вредную привычку от детей, чтобы пример плохой не подавать.
Книги, которые читаю детям вслух и советую прочитать самим.
Сейчас на чтение книг детям у меня времени, к сожалению, нет. Этим занимается жена. Но когда Саглай была маленькой, читал ей. Любила сказки братьев Гримм и русские народные. Еще читал ей Андерсена. Сейчас дочь любит читать сама, что радует: когда читаешь – мыслишь, а когда мыслишь – развиваешься умственно.
В юности очень любил Лермонтова, серьезно увлекался его творчеством, буду именно этого поэта и писателя детям советовать, когда подрастут.
Наказание ребенка – это обязательно?
Во-первых, нужно, чтобы ребенок понимал, за что его наказывают. Во-вторых, разобраться в ситуации.
Был один случай. Айдынмаа любит шить одежду. Дочь как-то увидела, как мама делает кройку. Саглай стало интересно, и она решила попробовать сама: взяла мамино платье и порезала ножницами. Жена решила, что виновата в этом она сама, нужно было после работы убрать все на место, чтобы ребенок не смог взять.
Дочь, а ей тогда было всего три годика, мы не наказали, просто объяснили, что так больше делать нельзя. А для себя сделали вывод, что за детьми нужно следить лучше.
Главное, чему уже научил, а чему еще учу своих детей.
Учу дочь доброте и справедливости, не отказывать в трудную минуту в помощи людям, особенно – близким.
Буду против, если Саглай пойдет по моим стопам в плане искусства. Я – профессиональный артист балета, выпускник Бурятского государственного хореографического училища, но на танцы Саглай отдавать не хочу, и сам учить этому ее не буду. Прекрасно знаю, насколько тяжел труд танцовщиков: многочасовые репетиции, стрессы, а зарплаты невысоки. Поэтому буду возражать, если дочь, вдруг, выберет этот вид искусства.
Самый трудный вопрос, который задал мне ребенок.
Однажды Саглай попросила меня помочь ей с математикой: нужно было решить задачу на логическое мышление. Еще со школы испытывал трудности с цифрами, арифметика всегда мне давалась тяжело. Задачу решить не смог и отправил дочь за помощью к матери.
Саглай спросила: «Зачем тогда ты мне говорил, что можешь решить любую мою проблему?» Я не знал, что ответить дочери, ведь получилось так, что ее задачу не решил и в прямом, и в переносном смыслах. Было стыдно.
Отцовский долг: в чём он для меня.
Окружить детей заботой и любовью, чтобы Саглай и Сайын ни разу не усомнились, что мы – крепкая и счастливая семья. Хочу, чтобы дети никогда и ни в чем не нуждались, но понимаю, что здесь и от них многое зависит, поэтому нужно их воспитать самостоятельными.
Долг – вырастить из сына и дочери настоящих граждан своей страны: честных и справедливых.
|