|
Глава Тувы Шолбан Кара-оол дал интервью главным редакторам республиканских изданий и местного филиала ВГТРК. В ходе разговора особое внимание было уделено вопросам подготовки региона к отопительному сезону, в частности, поселка Хову-Аксы, где завершается строительство новой котельной. Вопросы задавали главные редактора газет «Тувинская правда» и «Шын» Роман Тас-оол, Инна Дамба-Хуурак, а также директор ГТРК «Тыва» Андрей Чымба. Выдержки из интервью:
Роман Тас-оол: Давайте, Шолбан Валерьевич, коснемся другой стороны повседневности. Зима на носу. После Хову-Аксы и в Кызыле ждешь ее с опасениями. Кстати, по поводу Хову-Аксы есть у меня одно наблюдение. В году 1996, если не изменяет память, после аварии на ТЭЦ месяца два замерзал весь Кызыл. Знаете, мне интересно вот что: тогда об этой ЧС, насколько помню, не писала ни одна газета, не рассказал ни один федеральный телеканал. По хову-аксынской ЧС зимой прошлого года только ленивый не прошелся. А что творится в интернете? В чем разница? При Ельцине московским СМИ хватало тем и без замерзающего Кызыла? Виной всему интернет?
Шолбан Кара-оол: Вы знаете, я бы даже особо не озадачивался поиском ответа на вопрос, в чем причина того, что вдруг Хову-Аксы стало действительно на несколько месяцев едва ли не главным информационным поводом для российских СМИ.
Недавно общался с одним чиновником. Мы стояли на одной из улиц Новосибирска и обсуждали тему Хову-Аксы. Спорили-спорили, наконец, я озадачил его: скажите, сколько происходит в Новосибирске за зиму тех или иных коммунальных аварий. Он честно признался: да, довольно много. Но, говорит, у нас масштабы другие. Ну, один дом от отопления аварийно отключится, два, а так, чтобы целый район или весь Новосибирск – такого не было.
Хорошо, говорю, давайте считать. Вот напротив дом, 10 подъездов, 10 этажей, в каждом подъезде около 120 человек. Итого 1200 человек. То есть, в результате аварии системы отопления одного дома у вас в ЧС оказывается больше жильцов, чем пострадало у нас в Хову-Аксы.
Иду дальше: какие меры помощи оказываете вы в таких случаях жильцам. Оказывается, никаких. Мол, у нас аварии быстро устраняются: неделя, максимум - две. Какая здесь нужна помощь? У моего собеседника было удивление на лице, когда я рассказал ему о том, что мы делали и делаем для хову-аксынцев: питание, проживание, компенсации за вынужденный перерасход электроэнергии, дрова, буржуйки и лагеря отдыха для детей.
Объективно говоря, мы предвидели угрозу аварии на Хову-Аксынской ТЭЦ еще до аварии, которая произошла в декабре прошлого года. Несколько лет пытались отыскать средства в разных источниках: целевых федеральных программах, минрегионразвитии, минэнерго России, а когда стало ясно, что денег нам не дадут, пошли на крайнюю меру – взяли в Россельхозбанке кредит в 300 млн руб. на строительство новой котельной. Я говорю об этом, как о крайней мере, потому что кредит надо не только возвращать, но и платить за него проценты. А наш бюджет и без этих для него огромных трат верстается ежегодно с дефицитом. Но мы, повторяю, пошли на этот шаг, потому что речь шла о безопасности сотен хову-аксынцев.
Хотя, мое глубокое убеждение, это абсурд. Ведь заварило кашу, строило комбинат и ТЭЦ, союзное государство, правопреемником и преемником обязательств которого стала Россия. Так почему же расхлебывать ее должна республика в гордом одиночестве?
Мы вложили уже в теплоцентраль Хову-Аксы 500 млн рублей. При желании, можете пересчитать все затраты на душу населения: централизованно теплом снабжаются здесь 1300 человек. Дело то не ограничивается строительством новой котельной и магистральной трассы. Надо завести тепло в каждую квартиру, установить батареи прокинуть стояки. Объем работы огромный, и когда я слышу обвинения в неразворотливости, отсутствии должного контроля за ходом ликвидации последствий аварии, понимаю, что имею дело с некомпетентным человеком. Или не информированным. Потому что на деле, мы задействовали в Хову-Аксы все необходимые ресурсы, там фактически живут мои заместители Виталий Бартына-Сады и Шолбан-оол Иргит, руководство минпромэнерго республики. Мало того, я специально попросил нашего ветерана Аркадия Прокопьевича Поручника, не один пуд соли съевшего на работах такого профиля, быть там моим полномочным представителем, экспертом. Аркадий Прокопьевич каждый день ездит туда, несмотря на свои 80 лет. И я ему за это очень благодарен.Так что, мерзнуть предстоящей зимой хову-аксынцы не будут. И все это время я, наоборот, очень просил строителей и монтажников: не торопитесь, делайте все добротно, на совесть.
Более того, решая проблемы, мы постарались сделать это с расчетом на будущее. Мощность котельной – на вырост, 19 мегаВатт. Это намного меньше, чем мощности бывшей ТЭЦ: мы ежегодно дотировали ее из республиканского бюджета 70 миллионами рублей. Это не считая платы собственников жилья. Теперь тепло станет здесь дешевле, но и возможность увеличения числа потребителей будет солидной. Проектировщиков мы попросили увеличить возможности резервирования источников тепла на непредвиденные случаи. Мы установили параллельно на каждой бойлерной по теплотрону - это маленькие печки, которые дадут тепло даже при остановке котельной. Так что новая котельная – это выверка новой технологии. Не случайно побывавший здесь полпред президента Виктор Александрович Толоконский, в недалеком прошлом многое повидавший губернатор, сказал: да вы, оказывается, на десятки лет вперед смотрите и строите котельную, которая имеет перспективу роста для этого поселка.
Да, мы стараемся решить проблему теплоснабжения в Хову-Аксы так, чтобы не возвращаться к ней ближайшие 20 лет. И делаем так не только здесь. В 2011 году мы полностью перевели на примерно такую же схему теплоснабжения поселок Хайыракан. Старое оборудование, которое отапливало улицу, законсервировали и вложили деньги в три модульные котельные, которые обеспечивают социальные объекты этого поселка. Это дало в разы уменьшение потребления угля и обеспечило новый, более высокий уровень безопасности теплоснабжения. Один модуль выйдет из строя – подключайся к другому.
Но успокаиваться рано. Есть ведь еще Ак-Довурак, который, по сути, в том же положении, что и Хову-Аксы год назад. Не дай, Бог, конечно. На него у нас денег нет. Надо решать проблему.
Роман Тас-оол: Шолбан Валерьевич, Хову-Аксы наверняка отвлекло большие финансовые, трудовые ресурсы. А что с Кызылом? Не оголился ли город? Хотя, в принципе, смотрю опять разрыли весь город. Меняются теплотрассы.
Шолбан Кара-оол: Если вы имеете ввиду улицу Комсомольскую – то это связано с вводом в эксплуатацию еще одного нового и тоже «юбилейного» объекта –центра профилактики детских болезней. К нему подводим новую теплоцентраль от распределительного узла возле МВД. Что касается ремонта теплосетей, скажу, что план, который был утвержден для Кызыла в мае выполнен на 100 процентов. Недавно я встречался с коллективом Кызылской ТЭЦ, и мне показалось, что настроение у людей очень хорошее, рабочее. По случаю, еще раз выразил надежду, что, как и прежде, нам остается полагаться на их самоотверженный труд. В условиях, когда физический и моральный износ оборудования становится серьезным, приходится уповать на человеческий фактор. Мы очень надеемся на то, что люди, благодаря которым поддерживается нормальное теплоснабжение города, сработают надежно, что зима будет пройдена нормально. В этом у меня есть уверенность.
Роман Тас-оол: Давайте постучим по столу. Он вроде бы деревянный.
Шолбан Кара-оол: Ну хорошо, последую Вашему примеру (стучит по столу). Я – человек не суеверный, но вдруг поможет…
Андрей Чымба: Тем не менее, российские журналисты обсуждая коммунальную аварию в Туве, обратили особое внимание на то, что таких Хову-Аксы по всей России очень много. Это как мина замедленного действия. Вот Вы предлагали принять ФЦП по теплобезопасности российских регионов. Как восприняли эту инициативу Ваши коллеги? И вообще, какова цена борьбы с монополистами, энергетиками?
Роман Тас-оол: Вы подняли вопрос необходимости учреждения федеральной программы, на средства которой решались бы проблемы теплоснабжения населенных пунктов, родственных Хову-Аксы и Ак-Довураку. Их еще называют моногородами. Построили их тоже еще в советское время. С тех пор градообразующие предприятия остановились, а тепловое хозяйство упало на муниципальные власти, которые его просто не в состоянии потянуть.
Шолбан Кара-оол: Спасибо за конкретный вопрос, Андрей Иванович! И Вам, Роман Всеволодович. Я с надеждой живу (улыбается). И не могу свои эмоции проявлять наружу. Тем более, когда есть надежда на то, что ситуация изменится к лучшему. Но вы правы. Я дошел до расширенной коллегии Министерства энергетики России, спасибо министру, что предоставил мне слово и с высоты той большой трибуны я с такой инициативой выступил. Она находится в разработке у министерства энергетики. Надеюсь, они отнесутся к этому делу внимательно. Я говорил, что это не только проблемы Тувы, что на вас вся Россия с надеждой смотрит. Ведь Минэнерго России должно решать не только вопросы нефтяных и газовых месторождений, но и проблемы отдаленных котельных. И, так скажем, перефутболивание нас между двумя министерствами – Минрегионом и Минэнерго здесь, я сказал, совершенно неуместно.
Роман Тас-оол: То есть здесь речь о преемственности ответственности власти: от советской – российской.
Шолбан Кара-оол: Да, вы правы. Но здесь вселяет надежду то, что мы не только говорим и имеем непреодолимую стену. Нет. Ведь вопрос по изменению маршрута федеральной трассы М 54 с юга на запад Тувы мы решали 4 года и на пятый год решили. Если мы говорим, что нужна нам своя генерация и Владимир Владимирович Путин поддержал нас в вопросе договоров поставки мощностей - здесь тоже появился некий коридор, и этот вопрос можно дальше развивать. Мы постоянно говорим об энергодефиците и об абсурдности той ситуации для Тувы, которая обречена на бедность, когда на ее территории нет элементарных основ для экономического развития. Мы говорим и предлагаем государству помочь нам, иначе у нас нет шансов получить эти самые энергомощности. И как результат, мы постепенно, но добиваемся реальных успехов. То, что Олег Бударгин (Глава Федеральной сетевой компании) как сибиряк, я ему очень благодарен, он сразу после моей встречи с президентом России, которая состоялась в рамках госсовета в Абакане, развернул реализацию проекта закольцевания линии Кызыл-Чадан со 120 до 220 мегаватт. Это дало нам дополнительных 80 мегаватт электричества. Но другой вопрос хватит ли этого на бОльшую перспективу… Поэтому мы не имеем права останавливаться на этом.
|
|