|
Кызыл-Таштыг, в переводе с тувинского Красный Камень, издревле считался краем неприветливым, рядом никто никогда не селился, зверь и птица тоже сторонились этих мест. Расположено оно в узком горном распадке между заснеженных вершин западно-саянского хребта Академика Обручева. Если верить местной легенде, то в несущейся среди гор реке Ак-Хем давным-давно утонул молодой охотник Ак-оол, спешивший к невесте Бичии. Конь споткнулся, поранил ногу, и берега реки от крови стали красными. А воды Ак-Хема навсегда помутнели и стали горькими от слез безутешной невесты. С тех пор нет рыбы в реке, зверь воду из нее не пьет и вдобавок стоит вокруг странный и непонятный тяжелый запах.
Об этом во время долгого пути к Кызыл-Таштыгу поведал мне заместитель генерального директора ООО «Лунсин» Александр Русанов, геолог с многолетним стажем. Повод избегать этих мест у местных жителей действительно есть, однако слезы невесты тут ни при чем, объяснял мне Александр Викторович. Причины безжизненности реки и красный оттенок ее берегов стали понятны еще в середине минувшего века, когда советские геологи открыли здесь залежи полиметаллических руд, выходящих на поверхность. В своем верхнем течении река Ак-Хем течет прямо по рудному телу, и поэтому вода насыщена свинцом, цинком и другими тяжелыми металлами и их солями. Поэтому в ней рыба и не водится. Присутствие железа и его соединений, как известно, придает красный цвет каменистым берегам. Но по мере продвижения к Бий-Хему, одному из двух истоков Енисея, за счет многочисленных впадающих в реку ручьев химический баланс воды приходит в норму и в Ак-Хем возвращается живность.
Именно в этих местах развернулась грандиозная стройка, здесь реализуется проект по добыче и обогащению полиметаллических руд стоимостью 10 миллиардов рублей. Аукцион на право освоения Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд выиграло ООО «Лунсин», дочерняя компания китайской корпорации «Цзыцзинь», уплатив в российскую казну свыше 700 миллионов рублей. Главный объект – горно-обогатительный комбинат мощностью в один миллион тонн переработки руды в год. Расположено предприятие примерно в двух сотнях километров к северо-востоку от столицы Тувы города Кызыла, в Тоджинском районе.
Компания будет добывать руду, обогащать ее на комбинате и готовый продукт – полиметаллический концентрат – доставлять на железнодорожную станцию Абакан. До нее, кстати, свыше 600 километров, из которых почти две сотни верст проходит по горной, едва покрытой щебнем узкой дороге. Пуск первой очереди комбината намечен на конец текущего года, выход на проектную мощность – 2015 год. Однако любое вторжение в естественную среду несет в себе опасность нарушения экологического баланса. Тем более что Тува – место уникальное, одно из немногих на Земле, где сохранилась первозданная природная среда. К тому же ООО «Лунсин» вместе с правом добычи руды получило в долгосрочную аренду для различных целей более 30 участков леса общей площадью свыше 600 гектаров. Поэтому понятна тревога местных жителей и беспокойство специалистов в области охраны окружающей среды. Им нужны твердые гарантии и уверенность, что столь масштабный проект не принесет вреда их родной земле. – Мы постоянно следим за состоянием лесных насаждений по всей республике, но в последнее время особо пристальное внимание проявляем именно к этому региону, – говорит директор Филиала ФБУ «Рослесозащита» «Центр защиты леса Республики Тыва» Сергей Сапелкин. – Тоджинская котловина и хребты, ее окружающие, покрыты кедром, самой ценной древесной породой Сибири, и поэтому можно понять нашу обеспокоенность его сохранностью.
Но если первоначальные выступления местных жителей и представителей экологической общественности носили эмоциональный характер, базировались на слухах и предположениях, то профессиональным защитникам и санитарам леса для оценки ситуации необходима достоверная информация. И получить ее они могут, используя исключительно собственные силы и научно обоснованные методики исследований. – Еще перед началом работ по строительству горно-обогатительного комбината ООО «Лунсин» заключило с «Центром защиты леса Республики Тыва» договор об организации проведения лесопатологического мониторинга, – продолжает Александр Русанов. – Нами разработаны проекты освоения лесов, и вся лесоохранная и лесозащитная деятельность на арендованных участках ведется в соответствии с лесным законодательством. При этом расчистка леса от поваленных лесных насаждений и порубочных остатков поручена местному предприятию – АУ «Тоджинское специализированное лесохозяйственное учреждение». Всего за минувшие два года было расчищено 50 гектаров прилегающих к нашей территории участков. С высоты 1700 метров над уровнем моря, куда по крутому серпантину с трудом вскарабкался наш вездеход «Патриот», хорошо видно, что котловина, где расположено месторождение и идет строительство горно-обогатительного комбината, окружена скалистыми горами, покрытыми кедровым древостоем, более плотным на южных склонах и менее густым на северных экспозициях. Как пояснил мне Сергей Валентинович, здесь, в насаждениях преимущественно IV-V классов бонитета, древесина особой товарной ценности не представляет и главная задача арендаторов состоит в периодической уборке и отжиге вырубленной полосы противопожарной зоны. На всех границах арендованных участков установлены склады с противопожарным инвентарем, и в случае лесопожарной тревоги организовать борьбу с огнем силами персонала предприятия можно довольно быстро. По крайней мере с этой задачей пока все весьма успешно справляются.
У лесопатологов же другие цели и задачи. Как раз их решением занимается группа специалистов «Центра защиты леса РТ» во главе с заместителем директора Станиславом Фоминым. После схода снежного покрова, залежавшегося в горах после чрезвычайно долго длившейся зимы, для них наступил горячий полевой сезон.
– Сейчас мы ведем закладку десяти пробных площадок для постоянного лесопатологического контроля на границах участков лесного фонда, арендованных предприятием «Лунсин», – говорит Станислав Николаевич. – Кроме того, мы наметили границы четырех пунктов постоянного наблюдения за состоянием лесных массивов по международной программе ISP FOREST (Международная совместная программа по оценке и мониторингу воздействия загрязнения воздуха на леса, действующая в рамках Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха).
Под контролем лесопатологов находится территория в форме квадрата 8 на 8 километров, в него как раз и вошли арендованные участки. Установленный за ним постоянный контроль поможет выявить и оценить влияние горно-обогатительного комбината и одновременно оценить санитарное состояние лесных массивов и в целом лесопатологическую обстановку. Как обычно, оценка будет даваться по наличию болезней леса, численности и активности стволовых вредителей. По указанной выше программе FOREST планируется регулярно отбирать хвою для анализа по содержанию в ней микроэлементов. Когда комбинат заработает, то станет ясно, как он влияет на окружающую среду. Тем более что кедр очень чувствителен к внешнему воздействию. Хотя у специалистов особых опасений за окружающий лес пока нет, все-таки обогатительный комбинат – это не металлургическое производство с неизбежными выбросами в атмосферу вредных веществ. Если что и вызывает беспокойство, так это строящаяся котельная на угольном топливе. Однако выводы о влиянии на окружающую среду нового объекта в самом центре азиатского континента можно будет делать только после получения первых результатов комплексных наблюдений.
|
|