Суббота, 20 апреля 2024 г. 09:04 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Профессионалы Тувы. Эксперт Иванова
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Июнь 2013    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Профессионалы Тувы. Эксперт Иванова

Профессионалы Тувы. Эксперт ИвановаБытует мнение, что в чисто «мужских» профессиях, к коим бесспорно относятся почти все спе­циальности, имеющие от­ношение к дорожной отрасли, — женщинам не место. Мол, работа пыльная, тяжелая, да и вообще, не женское это дело — дороги строить. Как оказалось, на деле все иначе. Например, эксперт лаборатории дорожно-строительных работ «Тываавтодора» Ирина Иванова не один десяток лет посвятила дорогам республики и, по-прежнему, как она признается, продолжает находить в своей специальности что-то новое и интересное.

— Сейчас я в командировке на объекте. Приеду только завтра, — ответила она на мой звонок. Решили встретиться на следующий день.

В «туваавтодоровскую» лабораторию я явился ближе к обеду, застав Ирину Торжуевну за ра­ботой. Маленькая женщина, словно заправская хозяйка, «колдовала» с противнями у обычной электрической плиты, какая есть, наверное, на любой кухне. Вот только на противнях была не выпечка, а твердые комья серо-ко­рич­не­вого грунта. Одна партия «глиняных пирожков» уже томилась в духовке. В растерянности я остановился — лабораторию представлял иначе. Ирина Торжуевна, видя мое замешательство, объяснила, что комья — результат ее вчерашней командировки. Так она готовит их к лабораторным исследованиям на плотность и влажность грунта.

Иванова оказалась живой собеседницей. Отвечая на мои вопросы, она не забывала и про работу: то грунт в печи «пошурудит», то пометки какие-то в блокноте сделает.

— Почему для себя я выбрала эту профессию, честно — не знаю, — начала рассказывать Иванова — Не скажу, что в школе у меня были особые способности к точным наукам. Больше всегда нравились музыка, история и литература. Но мимо интерната, в котором я жила, когда училась в школе, каждое утро проходили строители, люди могущественные в моем представлении. Они умели превратить пустое место в дом, улицу, село. К тому же, ребятишками мы очень любили играть на строящихся объектах. Разумеется, нас туда не пускали, но мы умели проскользнуть. И я всегда говорила родителям, когда приезжала на каникулы на их маленькую чабанскую стоянку, что вот вырасту, стану строителем… Ну, на худой конец,— геологом.

Родители Ирины Торжуевны, уроженки Тоджинского поселка Адыр-Кежиг, были чабанами, разводили овец. Работа вроде и не хитрая, но тяжелая, без выходных и праздников, больничных и отпусков — день и ночь, круглый год. Зимой забот — невпроворот: расплод овец и коз, и летом покоя нет, смотри в оба, чтобы волки в стадо не пробрались и чтобы овцы не убежали.

— Хорошо помню, что отец поднимал нас рано утром, часов где-то в пять, и мы выгоняли стадо пастись, пока не наступала жара, часов до 11, — вспоминает она. — Когда после полуденного зноя снова становилось прохладно, стадо опять выгоняли на выпас, и так до позднего вечера. Так что, пока не начинало смеркаться, мы ходили за отарой: либо книжку почитаешь, либо поешь во все горло — все равно ведь никто тебя не услышит, кругом простор.

На зимних каникулах сельским ребятам тоже было не до отдыха. Темно, еще звезды не померкли, а уже нужно вставать, кормить-поить объягнившихся овец.

— То одно, то другое, глядишь, а время уже к полудню подходит, — продолжает рассказ Ирина Торжуевна. — Так и катилось время: размеренно, спокойно. Хотя и ЧП случались. Помню я тогда была еще ребенком. Поздней летней ночью ни с того ни с сего овцы заблеяли, а собаки словно с ума начали сходить. Отец схватил ружье и выбежал в ночь, а через какое-то время невдалеке раздался выстрел. Я тогда очень сильно испугалась.

Как оказалось, на их стоянку наведался медведь. Отец Ирины Торжуевны, защищая стадо, застрелил незваного гостя.

Но и развлечения у тогдашней молодежи тоже были, правда, на селе: кружки, спортивные секции, иногда в сельском клубе фильм какой-нибудь показывали. Особо среди девушек ценились творения индийского кинематографа. Правда, на боливудские премьеры пускали далеко не всех. Ограничение было по возрасту, до 18 лет в кино не пускали.

— Мои подруги что только не вытворяли, чтобы просочиться в зал. Обуют материнские сапоги на высоком каблуке, закутаются в шарфы, чтобы не опознали, поднимут воротники, мол, нам уже восемнадцать. У меня этот номер не проходил: родственница билетершей работала. Девчонки, правда, потом всегда мне пересказывали, о чем был фильм.

Быть может, поэтому среди девушек того времени было сильно увлечение Индией. Ирина Торжуевна признается, что в свое время читала Рабиндраната Тагора, индийского поэта, и восхищалась Индирой Ганди. Как-то даже еще студенткой Ак-Довуракского училища ей довелось увидеть живую легенду воочию. Произошла эта встреча в Монголии.

— Нашу делегацию везли по Улан-Батору на автобусе, а перед ним ехал большой автомобиль, окруженный охранниками на мотоциклах. Оказалось, что в нем ехала Индира Ганди. Мне так хотелось увидеть ее вживую, что я специально отстала от группы и спряталась за колонну, подле которой должна была она пройти.

Увидела. Правда, как признается она, не много была разочарована: на портретах она всегда изображалась высокой и статной женщиной, в реальности же оказалась обычным человеком.

Что касается кружков, то Ирина Иванова, когда училась уже в автодорожном техникуме, была активисткой кружка художественной самодеятельности. Их группу даже как-то отправили в Астрахань, где проходил всесоюзный фестиваль творческой самодеятельности. Тогда команда студентов Тувинского автодорожного техникума заняла второе место. Первое, по понятным причинам, досталось хозяевам площадки — астраханцам.

— Помню, что тогда мы выступали с целой программой, которая раскрывала нашу тувинскую культуру, а заканчивали свое выступлении композицией очень красивой народной песни, к сожалению, какой — не помню, — говорит Ирина Торжуевна. — Еще из этой поездки запомнилось, как нас прокатили на пароходе по Волге — красивая река, широкая и полноводная.

Единственное, что испортило тувинской делегации впечатление, это комарье, в изобилии водившееся в общежитии, где разместили гостей.

— Выступали мы тогда все искусанные этими кровопийцами с ног до головы, — смеется Иванова.

Ирина Торжуевна вполне могла продолжить семейное ремесло, но сказалось детское восхищение строителями — она поступила в автодорожный техникум. Не без проблем, набор на факультет гражданского строительства уже был завершен.

— Я было расстроилась, но мне посоветовали поступать на факультет строительства и эксплуатации автомобильных дорог, — вспоминает она. — Вот так я и стала работником дорожной отрасли и об этом не пожалела ни разу.

Поначалу, правда, с учебой у Ивановой не все было гладко. В школе она черчения не изучала.

— Бывало, что по черчению двойки получала, приходилось изучать предмет заново, но вскоре освоилась и догнала своих сокурсников.

По-видимому, многих из них Ирина Торжуевна не только догнала, но и перегнала в профессионализме. Сейчас Иванова — один из самых высококвалифицированных специалистов в дорожной отрасли в РТ — эксперт дорожно-строительной лаборатории. Начальник отдела контроля качества ДСМ «Туваавтодора» Леонид Мороз, чьим замом является Ирина Торжуевна, охарактеризовал коллегу как очень энергичного и незаменимого работника.

— Она все всегда успевает, и такое ощущение, что никогда не устает. Очень требовательна, как к себе, так и к подчиненным, — ввернул он канцелярский оборот из производственной характеристики и не казенно пошутил. — Так что, на Ивановых не только Россия держится, но и «Туваавтодор».

Кстати, Мороз рассказал, что Ирина Иванова терпеть не может отсутствие пунктуальности в людях и сама никогда не опазды­вает.

— Была у нас сотрудница, так она моду взяла постоянно опаздывать на работу, — смеясь вспоминает он. — У Ирины Торжуевны с ней был разговор, без крика и истерик. Но с тех пор та сотрудница приходит вовремя.

Начала свою карьеру дорожника Ирина Торжуевна в Туранском ДРСУ. А когда в 1987 году началось активное строительство дороги Кызыл — Туран, которое велось силами предприятия «СУ-833», Ирина Иванова перешла работать в него. При «советах», по словам Ивановой, дорожное хозяйство активно развивалось, проблемы, как и везде, начались с падением «совка».

— Работы было тогда крайне мало, — рассказывает она, — зарплату не платили месяцами. Даже хлеб в те времена получали под роспись.

Денег в семье не хватало, и она устроилась работать техничкой в туранское отделение «Сбербанка». Встретилась как-то с коллегой из родного ДРСУ, и тому удалось уговорить Иванову вернуться на предприятие. С середины девяностых Ирина Торжуевна снова вернулась в отрасль, а в 2003 году, когда произошло разделение ведомства на федеральное и региональное, Ирину Торжуевну пригласили работать в «Тываавтодор». Туда она уже пришла суперпрофессионалом.

— Сейчас я очень благодарна своим коллегам из Туранского ДРСУ и «СУ-833», — говорит Иванова, — они очень помогли мне в моем становлении специалистом.

Глядя на нынешних инженеров, Ирина Торжуевна ворчит:

— Им бы в наше время киркой пробы асфальта и грунта брать. Сегодня как? Поставил прибор на асфальт, он через минуту покажет и плотность асфальтового полотна, и его качество. А раньше — одели дорогу в асфальт, необходимо сразу же брать так называемую вырубку. И мы, лаборанты, долбили кирками твердую, как бетон, почву, таскали пробы на исследования в мешках и ведрах. Парни, конечно, помогали нам, но все равно бывало очень тяжко.

Поворчав для острастки, она все же признает:

— Да, работа, как ни крути, полегче стала, но и требования нынче строже. И светлых голов сегодня много.

К тому, чтобы светлых голов в отрасли прибавилось, приложила руку и она. Многие молодые специалисты-дорожники — ученики Ирины Торжуевны. И сейчас в лаборатории под ее крылом трудятся две девушки. Пройдет год-два — наверняка покинут родное гнездо. И может быть, взлетят выше, чем она.

— И хорошо, если так, — парирует Иванова мою сентенцию о том, что есть в этом некая несправедливость. — Молодежь дальше идти должна. Тем более, что работы нынче — непочатй край, а отрасль теперь считается одной из приоритетных. Деньги есть, техника есть, нужны люди, профессионалы. И если из нашей лаборатории выйдут хотя бы несколько высококлассных спецов — это же гордость для меня. Значит, и я чего-то стою…

Антон Посохин, газета "Тувинская правда"
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) 25.04.2024: Городской отборочный тур конкурса юных исполнителей хоомея "Сарадак-2024". Начало в 13 ч (Арт-центр "Найысылал", ул. Калинина, д 2б, Кызыл, Тува)

2) 26.04.2024: ДИКТАНТ ПОБЕДЫ

3) 27.04.2024: Республиканский спортивно-художественный праздник «Согунналган сыгыдымны», посвященный присвоению звания "Народный хоомейжи РТ" Артуру Дамдын-оолу: конкурс среди исполнителей хоомея, в стрельбе из лука. (Стадион им. Тувинских добровольцев, с. Чаа-Холь, Чаа-Хольский кожуун, Тува тел.: 89835163197 - Адыгжы Кузен-оолович, 89991792095 - Артур Сергеевич. e-mail: ctyva@yandex.ru)

4) 29.04.2024 - 04.05.2024: XIX Международная выставка-ярмарка «СОКРОВИЩА СЕВЕРА - Мастера и художники России - 2024» (55 павильон ВДНХ, Москва)

5) 06.05.2024: 117 лет со дня рождения героя Великой Отечественной войны, военного летчика Николая Францевича Гастелло (1907-1941), чье имя носит Национальный парк Тувы (Кызыл, Тува)

6) 07.05.2024: День Связи

7) 07.05.2024: 55-летний юбилей Хомушку Андрея Айрандивиевича, преподавателя специальности "хореографические дисциплины" Кызылского колледжа искусств им. А.Чырга-оола (Кызыл, Тува)

8) 10.05.2024 - 12.05.2024: Республиканский турнир по вольной борьбе памяти тренера Альберта Александровича Ооржака (Спортшкола г. Ак-Довурак, Тува тел.: +7(901)1376795, +7(923)3882338)

9) 11.05.2024: Юбилей известного тувинского историка Рамиля Харунова (Тува)

10) 29.05.2024: 95 лет (1929-2003) со дня рождения Валерия Севилбаевича Шаравии, поэта, журналиста, главного редактора газеты «Шын» (1971-1989 гг.) заслуженного работника Республики Тыва (Тува)

все даты



© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования