|
В Республиканской школе искусств им.Р.Д.Кенденбиля состоялся отчетный концерт по классу композиции. Предмет композиции третий год ведет Хомушку Урана Болат-ооловна – член союза композиторов РФ, выпускница Красноярской государственной академии музыки и театра по классу композиции профессора Олега Леонидовича Проститова.
На суд зрителей представили свои сочинения 14 учащихся с 4-9 классы. Ребята, некоторые с волнением, некоторые с артистизмом и задором, выступили с одним, двумя, тремя, а кто-то с четырьмя своими сочинениями.
Пьесы для фортепиано отличались большим разнообразием тем, это картинки зарисовки, небольшие по форме: Тюлюш Айрана «Детская игра», Седип-оол Алдынай «Старик Хоттабыч», Ооржак Олча «Восточная мелодия», «Бабушка», Оюн Яна «Чуртумга» (Родине), Кара-Сал Богдан «Отражения», «Воспоминание», Баазан Юля «Тоолчугаш» (Сказочка), «Опей ыры» (Колыбельная). Более развернутые, большие пьесы для фортепиано показали: Сандан Чайзат Вариации на тему песни Р.Д.Кенденбиля «Шивижигеш» (Ёлочка), Баазан Юля «Желание», Хомушку Айбелек «Романтическая», Донгак Айчек «Тывамнын каас чаражы» (Родные просторы).
Кроме музыки для фортепиано, зрители услышали пьесу для флейты Ширбижик Ай-Суу «Осеннее настроение», песни и увидели мультфильм! Сочинения в песенном жанре представили учащиеся: Кара-Сал Богдан «Тыва дылым» (Мой тувинский язык), на стихи Ш.Даржая, он исполнил сам, также спел песни Баазан Юлии «Ававыс» (Наша мама), на стихи Ш.Даржая и Сат Чаяна «Авамга» (Маме) на собственные стихи. Песню Донгак Айчек «Тывам кызы», стихи Е.Саая, исполнил Монгуш Кежик.
Инновационным направлением в работе преподавателя Ураны Хомушку стало сотрудничество со школьной студией «Бодарал» под руководством Чапчына Сергека Валерьевича. Учащиеся художественного отделения школы, под руководством студии создают мультфильмы, а учащиеся по классу композиции создают к ним музыкальные иллюстрации.
В прошлом году, уже были созданы музыкальные иллюстрации к мультфильму «Мыйыс кеткен дилги» (Лиса примерившая рога) с учащимися Баазан Юлией, Кара-Салом Богданом и ОоржакомОлча. В этом году самые младшие учащиеся класса композиции пробовали сочинять музыку к мультфильму «Хек» (Кукушка) по тувинской народной сказке. Так, Дадар-Кыс Алдын-Херел сочинил вступление к мультфильму и образ матери, Серен-оол Вика сочинила тему сыновей и катание с горки, Балчыр Солангы – тему превращения матери в кукушку и завершение.
На вопрос, как же удалось добиться такого разнообразия и возбудить творческую фантазию ребят, Урана Болат-ооловна сказала, что ищет к каждому индивидуальный подход, ведь ребятишки разные по темпераменту, таланту. И главной задачей предмета композиции на начальном этапе обучения является, научить ребенка чувствовать и воспринимать художественно-музыкальный образ, уметь воспроизводить его на музыкальном инструменте. Сочинению музыки предшествует анализ и прослушивание лучших образцов детской музыки выдающихся композиторов и импровизации на фортепиано (или голосом) по рисункам, на заданный ритм, текст, тему-образ.
|
|