|
Она не любила говорить про войну. «Война – это смерть, кровь, грязь и человеческая душевная боль. Ты должна хорошо учиться, радоваться жизни и просто помнить о тех, кто отдал свои жизни за ваше счастливое детство, и уважать людей, выживших в этой страшной войне», – наказывала своей дочери Севил Матпаа уруу Ооржак – тувинский доброволец, санитар. Оказывая раненым бойцам первую медицинскую помощь под вой снарядов и свист пуль, спасшая от смерти не один десяток солдат, она, как ни кто другой, знала цену жизни. Севил Матпаа уруу Ооржак – одна из самых старших по возрасту санитарок-тувинок, ушедших на фронт добровольцем.
Родилась в 1916 году в семье бедного арата Ооржака Матпаа, что жил в устье реки Чадаан. Севил была одной из активисток молодежи Чоон-Хемчикского хошуна. В 1936-38 годах Севил прошла учебу в Коммунистическом университете трудящихся Востока имени И.В.Сталина. С 1938 по 1943 годы работала секретарем прокуратуры Тувинской Аратской Республики, откуда и ушла добровольцем на фронт. Все бойцы-добровольцы уважали Севил Ооржак, при обращении называли ее исключительно «угбай», то есть «сестра». И что бы ни случилось, будь-то в боях или во время кратких передышек между ними, все шли к ней за советом, помощью, потому что верили ей, надеялись на нее. Однополчане видели в ней и мать, и сестру. Если у кого-то рвалась форма или отрывалась пуговица, солдаты шли к ней – иголка и нитки у Севил угбай всегда были наготове. Принципиальность, твердость, верность делу стали основанием для выдвижения ее членом партбюро эскадрона. Севил Ооржак одна из первых санитарок-тувинок познала тяжесть и горесть боевых ранений, смерти боевых товарищей.
В преддверии наступления на село Деражно взвод старшего лейтенанта Сата Монгуша во время ночного дозора подвергся нападению немецких разведчиков, и несколько бойцов было ранено. Первую медицинскую помощь Баян-Тогусу, Сундуй-оолу тогда оказала Севил Ооржак. И именно Севил угбай, плача, перевязывала раны геройски погибшим в первом бою за село Деражно Сата Монгуша, Сенгина Тулуша, несмотря на то, что их сердца уже перестали биться. Севил угбай перетаскала с поля боя не один десяток солдат, участвовавших в освобождении Ровенской области Украины. – Скольким она спасла жизни – не сосчитать, – пишет в воспоминаниях однополчанин Севил Матпаевны Михаил Сундуй в своей книге «Добровольный кавалерийский эскадрон».
В книге Натальи Катеринчика «От Тувы до Украины», которая стала своеобразным итогом работы следопытов деражновской средней школы Ровенской области, в главе «Летопись дружбы» отдельные строки посвящены тувинским санитаркам. Санитарка Кыргыс Норжун вспоминает: «... На фронте ее звали Надя. Ростом она была небольшая, худенькая. Но сколько раненых вынесла из-под кромешного огня. Откуда у нее только силы брались. Раненая в плечо, Севил Ооржак в бою за Дубно вынесла на себе трёх тяжело раненных танкистов. Жизнью ей обязаны Кужугет Очур-оол, Кара-оол Тулуш, Бюрбю Монгуш, Сирин Ондар, Таржаа Тонгак. За свои подвиги Ооржак Севил Матпаевна была награждена орденом Отечественной войны I степени и Орденом Республики». Удивительно, но видевшая горести и ужасы войны Севил Ооржак не очерствела сердцем, напротив, знавшие ее после возвращения с войны, родные и близкие помнят ее как удивительно доброго отзывчивого человека со спокойным характером. Очень тепло отзывается о матери дочь Севил Матпаевны Розалия Александровна Даваа, жительница Кызыла: «Моя мама, Ооржак Севиль Матпаевна, в супружестве Даваа Надежда Матпаевна была очень честным, принципиальным, строгим и прямым человеком. В быту была доброй, отзывчивой, готовой помочь всем, кто нуждался. Не переносила ругань, сквернословие, сплетни и рукоприкладство. И что интересно, о людях с таким характером она отзывалась одним словом «фашист».
Но самыми главными чертами ее характера были скромность и интеллигентность. Спутника жизни мама выбрала похожего на себя. Честный и добрый, именно таким был наш папа Даваа Александр Бюрбюевич. Они были прекрасной парой. За всю жизнь, живя рядом с ними, я не помню, чтобы они ругались или были недовольны друг другом. В нашем доме царил уют и покой. И за это я благодарна своим родителям. Каждый год 9 мая в нашем доме накрывали праздничный стол. Приходили мамины фронтовые друзья, родственники, соседи, чтобы поздравить ее с Днем Победы. Мама говорила, что этот день – самый счастливый в ее жизни. Любимыми журналами мамы были «Советский воин» и «Старшина – сержант».
Мама вела переписку с однополчанами с Украины: товарищами Медведевым и Кузнецовым. В 1965 году в Туву приезжал товарищ Иван Тимофеевич Кузнецов (однополчанин, командир полковой разведки 31-го гвардейского полка – прим. автора) чтобы встретиться с тувинскими однополчанами. Остановился он у нас дома. Это был очень веселый, добрый и отзывчивый человек. Когда к нам в гости приходили однополчане мамы, их глаза светились от радости и счастья. В адрес мамы с Украины приходили многочисленные письма и открытки с поздравлениями на каждый праздник. Особенно много корреспонденции было от школьников и студентов.
А однажды даже приезжал корреспондент из города Ровно, чтобы взять интервью у моей мамы. В 1974 году мамы не стало. Сказались «болячки» военных лет – ревматизм, радикулит и больное сердце. Все воспоминания о войне она держала в себе, тем самым оберегая нас от горя, боли и смерти, которые она перенесла на фронте.
Я очень горжусь ею и помню о ней, хотя я сама уже давно бабушка». Розалия Александровна, немного помолчав, добавила: – Мама, поздравляю тебя с твоим любимым праздником – Днем Победы!
|
|