|
Обязательный ЕГЭ по иностранному языку… Эта проблема сегодня волнует учителей иностранных языков, они её обсуждают, изучают мнение специалистов. Новый, третий, образовательный стандарт для старших классов школы вступит в действие в полном объёме не раньше 2020 года. Однако уже с 2013 года начинается апробация его в отдельно взятых районах и регионах, а это, знаем по опыту, может ускорить и обязательный ввод стандарта.
Именно в нём и предусматривается третий обязательный ЕГЭ: кроме русского языка и математики – иностранный язык. Я познакомилась с материалами по этой проблеме в Интернете. Конечно, меня привлекли позиции официальных людей, имеющих непосредственное отношение к её решению. Это Ольга Николаева, генеральный директор международного образовательного центра OxfordGrown в Москве, Елена Ленская, руководитель Отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук, Галина Рынская, учитель английского языка московского лицея «Вторая школа», эксперт программы «Информация для всех» ЮНЕСКО. Их позиции весьма интересны, сводятся к следующему.
Иностранный язык больше, чем просто школьный предмет. Он дает возможность общаться с человеком другой культуры, понять его полностью, а не с поправками на перевод. Особенно это относится к языку международного общения – английскому. Нам приходится общаться с иностранцами, и мы должны это уметь.
Пока детей учат в большинстве своем грамматике, и у нас сложилась уникальная школа ее преподавания, другой такой нет во всем мире. Но реально общаться дети не могут. Нужно обязательно ввести устную речь и упростить грамматику, заменить сложные языковые конструкции разговорными.
ЕГЭ по иностранному языку необходимо вводить поэтапно. И ввести два уровня ЕГЭ: базовый (для общения) и профильный (для будущих лингвистов). КИМы по английскому языку у нас разработаны по иностранным аналогам и не рассчитаны на среднестатистических российских детей. В прошлом году ЕГЭ сдавали по английскому языку 8 процентов ребят, немецкому – 0,4 процента, испанскому и французскому – по 0,2 от общего количества всех участников экзамена.
Вместе с тем, знания иностранных языков дают преимущества на рынке труда. Уже многие компании при приеме на работу, помимо знания компьютера, требуют знание иностранного языка. Для детей нашего региона, да и не только Тувы, это становится большой проблемой в вопросах конкурентоспособности.
Я поделилась своими раздумьями и материалами, изложенными выше, с коллегами, преподавателями города Кызыла. Большинство из них единодушно отрицательно отнеслось к обязательному ЕГЭ, ибо наши программы и школьники пока не готовы к нему.
Программы должны быть пересмотрены, количество часов на уроки увеличено. Изучение иностранных языков должно быть сориентировано на развитие у учащихся коммуникативных способностей, общение должно стать как можно более обширным. В свою очередь и специализация школьных учителей должна быть переориентирована на преподавание коммуникативной методики. А лучше – их бы надо погружать в языковую среду, отправляя на стажировку в страны-«носители» преподаваемого языка.
Пересмотру подлежат учебники, по которым школы работают сегодня. Министерство образования России должно разрешить пользоваться в наших школах зарубежными учебниками, которые одобрены международными авторитетными комиссиями и допущены к работе, так как они учат структурно, они коммуникативны, ими пользуются во всем мире.
Я поддерживаю авторитетных коллег и в характеристиках КИМов. Они, действительно, превышают уровень наших школьных программ. Например, контрольные материалы, которые разработаны в настоящее время для сдачи ЕГЭ по английскому языку как мотивированного экзамена на выбор, – это аналог американо-британского экзамена, рассчитанного на носителя языка. В наших условиях они могут быть использованы для профильного уровня школьника, выбравшего в будущем профессию лингвиста. А между тем, уровень заданий должен соответствовать требованиям, которые предъявляются к школьнику в процессе обучения, а не заоблачным иностранным стандартам.
Преподавателей также нужно готовить на коммуникативном уровне. Прежде всего, это они – главные собеседники своих учеников. Никто не принижает качества знаний и умений педагогов, но многие из них сами признаются, что им не хватает непосредственного общения с носителями языков, поэтому и они слабо владеют разговорной речью. Необходимо повышать квалификацию учителей именно по устной речи, для чего нужны специальные языковые стажировки в крупные языковые центры России, а еще лучше – за рубеж. Да, подготовка к введению обязательного языкового ЕГЭ требует выделения денежных средств, как любая модернизация.
Являясь соучредителем одного из туристических агентств республики, совмещая эту деятельность с педагогической, в своей работе от имени нашей фирмы для иностранных групп всегда приглашаю переводчиков из числа преподавателей кызылских школ. Честно скажу, что еще ни разу мы не получали рекламаций за их работу. Напротив, качество знаний языка моими коллегами всегда поражало иностранных гостей грамотностью и богатством речи. К сожалению, пока количество иностранных туристов в нашей республике не на таком уровне, чтобы мы могли дать возможность языковой практики всем учителям.
Ещё один аспект перехода к обязательному ЕГЭ по иностранным языкам отметили мои коллеги. Немаловажным фактором для успешного овладения иностранными языками и сдачи экзамена по ним является хорошее знание русского языка, так как чужой язык всегда изучается в сравнении с родным, с опорой на грамматические категории, словообразование, лексику, синтаксис. Мы же знаем, насколько плачевно состояние с преподаванием русского языка в сельских школах. Эти проблемы поднимались неоднократно.
Изучая разные мнения по вопросу о введении ЕГЭ, я беседовала с учителями школ и лицеев. Но ведь иностранные языки изучают и в средних специальных учебных заведениях. Об этом, я думаю, должен быть особый разговор, так как большинство их студентов – это учащиеся из районов республики, в школах которых иностранные языки порой не изучаются совсем. Поэтому в ссузах преподавателям приходится начинать изучение с нуля, адаптируя существующие программы. Думаю, что педагоги этих учебных заведений с чувством тревоги относятся к введению обязательного ЕГЭ.
Поэтому форсировать этот переход нельзя ни в коем случае. Сейчас необходимо уделять серьезное внимание изучению иностранных языков на всех уровнях: в школах, ссузах, вузах, требуется совершенствование методик, повышение квалификации учителей.
Поделившись своими мыслями по поводу обязательного ЕГЭ, я хотела привлечь внимание к вытекающим проблемам, которые надо решать уже сегодня, и касаются они всех нас: учителей, учеников, родителей. Да просто требуют нового отношения к учебному предмету, а также вливания дополнительных денежных средств.
|
|