|
Буду ли я праздновать Шагаа? Cейчас, когда нахожусь вдали от Тувы, вне, так сказать, природного контекста…
Ответ на этот вопрос был предуготовлен два года назад у священного костра, пылавшего на берегу Енисея. Тогда по заданию редакции нам с фотокорреспондентом предстояло принять участие в проведении обряда «Сан салыры». Апогей ночного бдения – встреча первого луча солнца новогодья – до сих пор жив в моей памяти.
«В начале восходящей луны, навстречу голове восходящего года пусть людской вред и людской позор исчезнут вместе с восходящим годом, – вел свое камлание шаман. – На заре восходящего дня на камне-чаше зажигаю мой сан… в блеске утреннего солнца…». И когда все бубны в последний раз слились в ритме гимна надежды на светлое будущее, я подумала: «Вот теперь действительно наступил настоящий Новый год». Разбуженные птицы веселым гомоном вторили настрою обновления.
Вот почему эта новая традиция вошла в мою жизнь. И теперь уже не покинет. Как не покидает моего сердца и сама Тува. Этот «зов души» и здесь, в мегаполисе, находит тувинские метки. Одна из них – встреча с земляками, приехавшими в Новосибирск на ХIII Международный фестиваль снежной скульптуры.
Еще в прошлом году снежная копия обелиска «Центр Азии», больше месяца простоявшая среди остальных работ в центре Новосибирска, привлекла мое внимание. Но тогда так и не удалось разузнать, кто ее авторы. А нынче мы познакомились. Художник Белек Кужугет, преподаватель профессионального училища из Бай-Тайги, в третий раз принял участие в этом традиционном фестивале. А его друг, также профессиональный художник Сылдыс Ойдуп, приезжает второй раз.
Композиция, которую создали тувин-ские мастера, называлась «Хозяйка тайги» (на фото). Вылеплена она была добротно и вполне вписывалась в тему экологии, одной из трех заданных на фестивале. И это была, пожалуй, чуть ли не единственная скульптура, выполненная в традициях реализма. Остальных участников, кроме детей, увлекло то направление, которое сейчас модно называть «фэнтези». А Томская команда даже завоевала себе звание «концептуалистов». Вот с такими конкурентами «сражались» тувинцы.
Надо отметить, что тема снега очень актуальна в Новосибирске. Его так много, и столько проблем он создает, что вполне понятно, почему именно здесь возникла инициатива проведения Всемирного форума снега. Участники из разных стран предложили свои варианты того, как научиться жить комфортно в условиях долгой зимы.
В Новосибирской области появилась традиция украшать снежными городками окружающее пространство. Жители микрорайона или села выходят на сбор снега, утрамбовывают его в коробки, а потом сами же и лепят фигурки для зимней сказки. В моем дворе, в частности, родители две недели выходили по графику, чтобы построить красивую ледяную катушку.
Но вернемся к тувинским мастерам. Как и в прошлом году, в число победителей они не вошли. Но сюда, как сказал Белек, он приезжает не то чтобы за победой… Для него важен опыт участия. Поэтому, как и большинство участников фестиваля, тувинская команда осталась на Всемирный чемпионат снежных фигур, который начинался через два дня в Новосибирске в рамках впервые проводимого Всемирного форума снега.
Молодым творцам из Тувы даже такой весомый турнир опять же был нужен для набивания руки. И это достойно всяческого поощрения, хотя бы потому, что расходы на поездку они в основном несли за свой счет. И вот теперь на Олимпийской аллее у Экспоцентра среди других символов зимних олимпийских игр стоит Белый медвежонок, который выпал по жребию, вылепленный Белеком и Сылдысом. В число призеров ребята не попали…
Но в двух этих состязаниях принимал участие еще один мой бывший земляк, Карат Кыргыс. О нем в первый день фестиваля я узнала из новостей. И надеялась познакомиться, так как, судя по фамилии, сомнений в его принадлежности к Туве не оставалось. И я не ошиблась.
Карат уже 17 лет живет в Новосибирске, хотя на фестивале он позиционировал себя представителем города Сочи. Своей профессией называет ювелирное дело, специального образования не имеет, более того, работы из снега выполнял впервые, к тому же творил в одиночку. Скульптура его по сравнению с «Хозяйкой тайги» заметно отличается и в мастерстве, и в сложности, и в завершенности. Да он и старше по возрасту, и видно – «мужик битый»…
На мой вопрос: «Причем тут Сочи?», – ответил следующее. Уже несколько месяцев он работает в этом городе по приглашению, которое получил, отправив в оргкомитет предстоящих игр по Интернету заявку и фотографии своих работ. Изделия там мастерит самые разные, в том числе копии наград Олимпиады, которые разберут потом родственники и друзья победителей.
О том, что Карат – классный мистификатор, вывод сделать несложно. Взять хотя бы то обстоятельство, как он трактовал свою композицию. Для корреспондента новостей это прозвучало так: « Моя скульптура называется «Смена годов», она представляет собой Дракона и Змею, между которыми вплетен символ инь-янь». То есть – мудрость и сила. В ответ же на мой вопрос замысел уже был увязан с заданной темой, связанной со 100-летним юбилеем знаменитого новосибирца, летчика Покрышкина. Плюс привязка к Сочи, а самое главное – нюх на конъюнктуру!
Если молодые наши скульпторы, третий раз принимающие участие в новосибирском фестивале, ежегодно делают ставку на национальный колорит и проигрывают, то более опытный их соперник нащупывает ту колею, которая выведет на признание. И восточный колорит выдержан, и к теме подошел общедоступно. Почти два десятка лет самостоятельного плаванья вдали от малой родины, дружба с Интернетом, коммуникабельность, сметливость и хитринка… Умение приспосабливаться, соизмеряясь с собственным достоинством… И вот, пожалуйста, почти человек мира!
Ни в коем случае не хочу упрекнуть наших ребят в местечковости. Мне понятно их стремление вплетать национальный шелк в разноцветный ковер российской культуры. Но мне до боли в душе понятно и то, что современная политика моей страны как-то стыдливо забывает о том, что ткут этот ковер многочисленные мастера на разных, пусть и маленьких, станках. И это забытье начинает пускать корни в народ, на протяжении нескольких десятилетий воспитывавшийся в русле интернационалистской парадигмы.
Не могу не рассказать в связи с этим о той радости, которую я испытала, когда телеканал «Культура» отдал дань празднованию 100-летнего юбилея Максима Мунзука. Но эта радость была бы большей, если бы я не была в курсе того, что инициатива по этому поводу шла из Тувы. По большому счету, и празднование другого юбилея – 100-летия единения Тувы и России, – который мы будем отмечать на уровне принятого государством постановления, без настойчивого пробивания этого вопроса главой правительства Тувы вряд ли бы предполагалось в таком масштабе. А о телевидении и вообще говорить не стоит. Наши национальные республики начинают «светиться» в новостях в том случае, если там появился повод для очередного ужастика…
Как могу, сопротивляюсь этому мороку. Уважаю традиции народа, среди которого прошла основная часть моей жизни. Поэтому в ночь на 11 февраля буду бодрствовать, чтобы встретить год Змеи «в блеске утреннего солнца»!
|
|