В Минобрнауки Тувы подведены итоги выполнения целевой подготовки специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием для республики.
Предприятия, организации, инвесторы, республиканские и муниципальные органы власти заявили потребность в 2012 году на подготовку 1015 специалистов. В сравнении с прошлым годом больше всего вырос спрос на подготовку специалистов среднего звена и начального профессионального образования по специальности "Архитектура и строительство" - 221 человек. Это 22% от всего заказа. (для сравнения в 2011 году - 61 человек, 8%).
89 договоров на 1002 целевых бюджетных места Министерством образования и науки Республики Тыва было заключено с учреждениями профессионального образования Российской Федерации для целевой подготовки специалистов. 847 мест выделено 72 высшими учебными заведениями и 155 целевых мест – 17 средними специальными учебными заведениями. В 42 учебных заведения вступительные экзамены выпускники Тувы смогли сдать, не выезжая за пределы республики.
В целом, в 2012 г. в учреждения высшего и среднего профессионального образования, находящиеся за пределами республики зачислены 1606 человек, в том числе на общих основаниях 677, на коммерческой основе 199, по целевому набору - 730 человек.
В учреждения профессионального образования Республики Тыва по целевому набору зачислены 401 человек, в том числе 13 в Тувинский государственный университет, 388 человек в СУЗы.
По словам начальника отдела по профессиональному образованию и подготовке кадров Министерства образования и науки Республики Тыва Натальи Шмелевой, у абитуриентов возрастает интерес к инженерно – техническим направлениям подготовки, особенно по информационным технологиям и информационной безопасности (поступило в два раза больше человек, чем в 2011 году - 21), железнодорожной направленности и горнодобывающей отрасли. В большей степени абитуриентами востребованы такие направления, как «Здравоохранение», «Экономика и управление», «Гуманитарные науки», «Геодезия и землеустройство». И наоборот, интерес к педагогическим, технологическим и сельскохозяйственным специальностям у абитуриентов за последние годы стабильно снижается. Например, в 2012 году полностью отсутствовал конкурс на целевые места по специальностям «Агрономия», «Зоотехния», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».
Результаты целевого набора выявили то, что из-за отсутствия системной профориентационной работы в общеобразовательных школах на востребованные экономикой республики профессии и специальности, наши абитуриенты имеют в основном сертификаты по результатам ЕГЭ по следующим предметам: математика, русский язык, история и обществознание, что снижает их шансы для участия в конкурсных отборах во многие вузы и ссузы, а также в получении целевого направления.
На сегодня во многих общеобразовательных школах созданы кабинеты профориентации, задачей которых является правильное ориентирование будущих выпускников к выбору профессий и специальностей, а также предметов единого государственного экзамена, в том числе по физике, информатике и информационным технологиям, необходимых при поступлении на технические специальности, востребованные рынком труда.
Ежегодно проводятся Фестиваль и Слет рабочих профессий и специальностей, Дни открытых дверей, олимпиады профессионального мастерства, мероприятия пилотного профориентационного проекта «Парус-Профи».
Центром профориентации и содействия трудоустройству выпускников профессионального образования разработан и внедряется электронный профориентационный ресурс «Атлас профессий» (размещен на сайтах: www.profcareer.ru и www.profbd.ru). Создан профориентационный сайт «Атлас профессий» atlastuva.e-stile.ru.
Для учащихся школ республики Тыва издан справочник с описанием профессий, структуры приема документов и контактной информацией.
Центр профориентации и содействия трудоустройству выпускников профессионального образования» в 2012 году стал представительством Центра тестирования и развития в МГУ «Гуманитарные технологии», и активно проводит профессиональную ориентацию школьников и взрослых через компьютерную психологическую диагностику по рекомендуемым методикам.
|