|
В Туве завершился предварительный отбор участников конкурса на право заключения концессионного соглашения на реконструкцию и эксплуатацию двух автодорог регионального значения. Сегодня Миндортранс республики объявил претендента на концессии – им стало общество с ограниченной ответственностью «Консорциум «Тувинские дороги». Как говорится в информационном сообщении министерства, КТД стал единственным участником конкурса и проявил интерес к проекту Правительства Тувы о передаче двух главных дорог региона в концессию.
По словам замминистра дорожно-транспортного комплекса РТ Кызыл-оола Сарыглара, в соответствии с условиями конкурса консорциум должен в срок до 21 января 2013 года представить свои предложения о заключении соглашения. Консорциум «Тувинские дороги», по данным Миндортранса РТ, принадлежит к структурам «Евраз Холдинга», который через компанию «Межегейуголь» владеет лицензией на разработку двух участков Улуг-Хемского угольного бассейна Тувы с суммарными запасами 782,5 млн. тонн дефицитного для российского рынка угля марки «Ж». Создание консорциума было инициировано Правительством республики в 2011 году, чтобы ускорить реализацию проекта строительства железной дороги «Кызыл – Курагино». На тот момент в него, кроме «Евраз Холдинга», входила еще одна крупная российская компания, работающая в Туве, – «Северсталь-Ресурс». Однако в сентябре 2012 года «Евраз» приобрел долю «Северстали» в консорциуме и стал его единоличным хозяином. По условиям конкурса, напомним, Правительство Тувы передаст концессионеру в управление на 20 лет две республиканские дороги общей протяженностью более 500 км – это часть межрегиональной дороги Ак-Довурак – Абакан и автотрасса Кызыл – Ак-Довурак, маркируемые по российскому классификатору как 93К-01 и 93К-02. За счет частных инвестиций, считают в Миндортрансе РТ, удастся остановить деградацию автотрасс, на содержание которых средств одного Дорожного фонда недостаточно. В перспективе концессия поможет на порядок улучшить их состояние и превратить в современные магистрали. В частности, технические характеристики дорог должны возрасти с нынешней IV категории до III, предполагающей более широкую проезжую часть, усовершенствованное покрытие и увеличенную пропускную способность. Концессия, кроме того, позволит республике высвободить значительные средства, расходуемые сейчас на содержание этих дорог, и направить их на реконструкцию других и строительство новых. По данным транспортного ведомства, Тува ежегодно тратит более 700 млн. рублей на поддержание дорог в нормативном состоянии. Этих средств хватает в общей сложности на 280 км полотна. Вместе с тем, целый ряд населенных пунктов не имеет устойчивого автомобильного сообщения, у нескольких районов нет даже дорог с твердым покрытием от районных центров до ближайших автомагистралей. Чтобы проложить их, нужно построить более 800 километров новых дорог с твердым покрытием. Одним из важнейших условий соглашения для концессионера станет порядок взимания платы за проезд. Правительство Тувы требует, чтобы от платежей за пользование концессионными дорогами были освобождены граждане. Основное бремя их должно лечь на владельцев тяжелого автотранспорта, наносящего наибольший ущерб покрытию, - это главным образом компании, занимающиеся перевозкой угля. Судя по тому, что в концессию сдаются дороги, обеспечивающие второй выход из республики к железнодорожной сети России – в частности, до станции «Абаза» Красноярской железной дороги, проект сдачи их в платное пользование изначально был ориентирован именно на перевозчиков угля. В настоящее время практически весь объем добываемого в Туве угля, за исключением внутренних потребностей региона, вывозится в другие регионы страны преимущественно по автомагистрали М-54 – единственной полностью отвечающей техническим нормативам дороге, связывающей Туву с остальной Россией. Открытие второго транспортного коридора через Саяны позволит существенно разгрузить трассу, сэкономить на ее содержании и повысить безопасность движения. Эксперты, включая представителей крупных инвесторов, работающих в Туве, считают, что и потенциальные пользователи концессионной дороги Кызыл-Абаза в не меньшей степени, чем власти региона, заинтересованы в создании альтернативного М-54 транспортного пути – пусть даже платного, лишь бы отвечал качественным стандартам. Их лояльность к проекту концессии объясняется жесткими правилами эксплуатации и содержания федеральной трассы, где как минимум раз в году вводятся ограничения для большегрузного транспорта на срок до двух месяцев. Они оборачиваются для горных компаний сбоями в графиках поставок продукции, санкциями со стороны партнеров и серьезными убытками. Участие в концессионном конкурсе – первое заметное действие «Евраза» в Туве. До сих пор компания практически ничем не обозначала свое присутствие в республике. Активизироваться ее заставил проект концессии, инициированный главой республики Шолбаном Кара-оолом, который настаивает на более деятельном участии крупных инвесторов в социально-экономическом развитии региона. Стоит отметить, что проект дорожных концессий не входит в перечень обязательств, вмененных «Межегейуглю» лицензионным соглашением, и сам это факт может означать, что между властями республики и компанией начали устанавливаться действительно деловые отношения.
|
|