В Кызыле прошла научно-практическая конференция. Тема ее касалась историко-культурного наследия народов, проживающих в Центральной Азии. Поводом послужил двадцатилетний юбилей, который отмечает Служба по охране объектов культурного наследия РТ. За свою короткую историю служба имела несколько названий, действовала же она под началом министерства культуры РТ. В 2011 году она стала самостоятельной структурой.
До начала 90-х годов государство лишь опосредованно занималось охраной культурного наследия. Охрана памятников находилась в ведении общественной организации, которая у властей не пользовалась большим авторитетом. Первая проверка, проведенная уже государственной службой, установила, что в семи самых населенных районах Тувы культурное наследие пребывает в плачевном состоянии. Сегодня в реестре памятников истории и культуры Тувы числится 860 объектов. Из них 787 объектов являются памятниками архитектуры.
– В пору самостоятельного плавания, – отметила руководитель службы Ульяна Бичелдей, – мы сумели взять под опеку пятьдесят пять объектов материальной и нематериальной культуры.
– В деле охраны памятников мы всегда с вами сотрудничаем, – заметил министр образования и науки РТ Каадыр-оол Бичелдей.
В качестве ведущего конференции Каадыр-оол Бичелдей заговорил о влиянии Тибета на тувинскую историю и культуру и наоборот:
– Из тувинского языка в тибетский перешли такие родовые «имена», как Кенден, Дамба и Ондар – отметил он.
– Известно, что в Центральную Азию буддизм проник очень поздно, – поддержал разговор на эту тему полномочный представитель далай-ламы XIV Наванг Рябгъял, – в семнадцатом-восемнадцатом веках. Но первые следы буддизм оставил у вас в седьмом-восьмом веках, когда в районе Саянских гор, в скале, было сооружено буддийское святилище. Далай-лама, приехав в Туву двадцать лет назад, не переставал удивляться тому, что ваши обычаи гостеприимства сходны с тибетскими. Приятным открытием для далай-ламы стало и то, что в вашей республике обитают яки, какие встречаются только на Тибете.
Питерский ученый Алексей Ковалев прибыл в Туву с оказией. В нынешний полевой сезон он проводил раскопки в пустыне Гоби. Там, по его словам, и обнаружил оборонительные сооружения тангутов. Их государство Си-Ся пало под натиском Чингисхана еще в тринадцатом веке, и тогда же завоеватели сравняли с землей тангутские крепости.
В родном городе на Неве Алексей Ковалев известен как общественный деятель. Политическую карьеру начинал в 90-ые, с тех пор бессменно является депутатом Ленсовета и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. В свои сорок с небольшим он дорос до заместителя директора НИИ культурного и природного наследия.
При его непосредственном участии мэром северной столицы стал Анатолий Собчак. Свое «старое» имя северная столица вернула благодаря стараниям Ковалева, считается, что в 1991 году именно он придумал формулировку для бюллетеня на городском референдуме.
Алексей Анатольевич был создателем первой независимой общественной организации в СССР – «Группы спасения памятников истории и культуры Ленинграда». В те годы он выступал против сноса «Дома Дельвига» и гостиницы «Англетер». Теперь же отчаянно борется за сохранение исторического облика Санкт-Петербурга. Позицией Ковалева недовольны в деловых кругах, потому что он мешает строительству бизнес-центра в исторической части города. Всего себя, без остатка, Ковалев посвящает вопросам сохранения культурного наследия Санкт-Петербурга. Подобного рвения не могли простить недоброжелатели, по их навету Ковалев в 2005 году находился даже под арестом.
В центре внимания ученого и депутата – проект федерального закона «О предотвращении незаконных археологических раскопок и нелегального оборота культурных ценностей». Два года законопроект откладывается Государственной Думой в долгий ящик. Главными противниками принятия являются те соотечественники, которые в пору лихолетья погрели руки на археологических находках.
Пока что в юридической практике России не существует таких понятий, как «археологическая находка» или «археологический предмет». Потому «черные копатели» легко уходят от ответственности. В законопроекте записано, что право на ведение раскопок предоставляется только научным институтам, а также университетам и «профильным» научным организациям. Вслед за принятием такого закона должны появиться поправки к Уголовному кодексу. «Черными копателями» будут заниматься тогда следователи из ФСБ, а наказывать станут на срок от года до четырех лет. Для тех, кто будет искать сокровища с металлоискателем, предусмотрено наказание до шести лет.
Гость из Монголии Галбадрах Энхбат поделился сообщением о работе центра культурного наследия министерства просвещения, культуры и науки. Он и возглавляет этот центр. На всю страну приходится только тридцать инспекторов. Однако государство не экономит на переподготовке специалистов, а потому у молодого археолога всегда есть возможности для стажировки в Японии или США.
Четыре года назад власти в Монголии срочно озадачились вопросом подготовки реставраторов. К такому шагу их подтолкнули события «кашемировой революции», в ходе которой бесчинствующая толпа разграбила музей современного искусства в Улан-Баторе. Рядом с музеем находилась штаб-квартира Монгольской народно-революционной партии, однако главный «политический» удар на себя приняла коллекция картин.
– Пятьсот полотен было уничтожено, – отметил господин Энхбат, – а четыреста картин мы смогли восстановить.
По его информации, реестры памятников составлены уже в каждом аймаке, а вот единой археологической карты нет. Тем не менее, в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО Монголия представлена своими памятниками древнетюркской письменности в долине реки Орхон и озером Убсу-Нур. Всего в список включены восемь объектов культурного и природного наследия Монголии. А список нематериального наследия у наших соседей открывает монгольский язык.
– Когда полгода назад впервые приехал в Туву, то был приятно удивлен тем, что коренные жители знают родной язык. У нас, в Монголии даже говорят по этому поводу: если есть у народа язык, значит, жив тогда будет и сам народ.
В Монголии готовятся пышно отметить 850-летие Чингисхана. Торжества намечены на конец года.
Вторая часть конференции прошла по секциям. На одной из них тон задавали питерские археологи, обмен мнениями был посвящен вопросам сохранения и исследования памятников материальной культуры. В ходе работы другой секции был сделан акцент на проблемах бережного отношения и развития ценностей нематериального наследия. Здесь активнее были наши ученые.
|