|
Общее стадо КРС в МУП «Каа-Хемское» Каа-Хемского района составляет сейчас 600 голов крупного рогатого скота, из которых 200 – дойные коровы. Но доятся, как уточняют доярки, 168 голов. Остальные находятся в группе глубокостельных. Вторую группу животных – сухостойную – сейчас готовят на таежные выпаса, поэтому она на летней ферме, расположенной недалеко от Ильинки. Отел коров на первой в республике современной МТФ организован с расчетом на круглогодичную активную дойку. Сейчас, в первые июньские дни, за сутки молока надаивают 1200 килограммов. Большое молоко, если не подведет погода, ожидается с середины месяца.
…Если погода не подведет. Эта сакраментальная фраза сопровождает ильинцев больше века. Село расположено в подтаежной зоне, и когда 20 мая снегом завалило не только близлежащие горы, но и деревню – удивления это обстоятельство уже не вызвало. Не впервой. Поэтому зимние куртки и шубы ильинский народ уже привычно пересыпает нафталином и прячет в шкафы только…летом.
Редакционная машина подъехала к ферме рановато – коровы еще были на пастбище, но возле корпуса на первой «зелени» бродили маленькие телята и корова. Телятам еще не исполнилось и месяца, поэтому в старшую группу их переводить рановато. Корова «дома» оказалась по другой причине. Всю зиму ей «ремонтировали» (такой вот новый термин придумали местные специалисты) ногу, буренка уже привыкла без общества своих подруг и после выписки из коровьего стационара находиться в общем стаде просто не желала. Ильинских коров с другими не спутаешь – на шее каждой « пожизненный» ошейник, в плотном пластиковом корпусе которого микросхема, по которой считывается вся необходимая информация о животном – привесы, надои, состояние здоровья. Благодаря такой хитроумной слежке, зоотехники и ветеринары контролируют процесс кормления и регулируют (в сторону увеличения) уже не вслепую надои молока. Все данные о животном занесены в компьютер, и специалисты каждый день имеют возможность вести необходимый учет, работающий только на улучшение всех показателей.
Но эта работа на ферме в самом зачатке. Круглогодичный отел организован благодаря искусственному осеменению. Пик его спланирован на январь–февраль. Практика показала, что зимние телята рождаются и вырастают самыми выносливыми. Выгода двойная – на выходе и крепкие телята, и удой практически не снижается. Но в небольшое помещение новой и теплой фермы все стадо не загонишь…В студеные зимние месяцы этого года на старых базах, чтобы спасти телят, постоянно жгли костры, грели воду… В новом помещении, кроме стационарного доильного зала, смогли устроить только родильное отделение и телятник, в котором телята живут четыре недели. Потом их переводят в старшую группу – в старое шлакобетонное помещение фермы.
– Руководство сейчас планирует строить новый телятник. Уже заготовлен лес, начала работать пилорама. Строительные работы начнутся после посевной, – рассказывает бригадир по животноводству 22-летний Александр Кудрявцев. От него же мы узнали еще две хороших новости – в декабре для фермы купили кормоизмельчитель–смеситель «КИЗ 10» российского производства. Об этом приобретении доярки мечтали давно, поскольку без измельчения шел очень большой отход сена. Сейчас измельчитель не только дробит сено, одновременно перемешивая его с силосом, но сам же и по кормушкам раздает.
– Надои у нас поднялись с первого же кормления. Коровам даже пережевывать такой корм не нужно и съедают его буквально подчистую. Теперь и отхода никакого, и экономия хорошая, – продолжает делиться с нами молоденький бригадир.
Вторая новость – на днях для фермы привезли второй рулонный пресс-подборщик. Значит, будет больше витаминного корма для увеличивающегося стада. В этом году сена предприятию немного не хватило, а две законсервированные силосные ямы сейчас находятся в таком месте, куда ни проехать, ни пройти…Но содержимое силосных ям ( поскольку делают их очень тщательно) не теряет своих витаминных качеств даже после нескольких лет хранения. Нынче открыли заложенную три года назад – как новенькая, поэтому за состояние тех двух бригадир тоже не волнуется. Пригодятся в любую зиму.
Еще одна мечта руководства МУП – обзавестись собственным перерабатывающим мини-комплексом, который позволит гораздо выгоднее, чем это происходит сейчас, распорядиться своим качественным молочным сырьем. Оператор доильного цеха Сергей Петаев рассказывает, что все молоко поступает в ГУП «Тывамолоко» первым сортом, а значит, и с наилучшими показателями. Будет собственный мини-цех, Ильинка сможет продавать собственное молоко, и это будет для предприятия гораздо выгоднее, чем сдавать на завод сырьем… Поскольку партия молодняка из 100 голов, которая поступила по республиканской программе « Развитие сельского хозяйства...» два года назад уже доказала свою молочную эффективность, в ближайших планах – покупать на племенных заводах Засаянья не молодняк, а телят, которые будут расти «в этом климате и на этих кормах». Местные коровы постепенно идут на выбраковку, и уже сейчас искусственное осеменение на ферме стараются проводить только для более крупных животных – мелкие местные буренки во время растела и их новорожденные телята часто получают травмы, иногда – несовместимые с жизнью.
На ферме сейчас работают 15 человек: доярки, телятницы, скотники, операторы и два специалиста – зоотехник и ветврач. В доильном зале – три доярки, четвертая – Оксана Петухова, – в помещении, отделенном от основного только поручнями, кормит из соски маленьких телят, которые остаются на ее попечении месяц. В двухлитровой «бутылочке» – чистое парное молоко. Весело комментирует этот процесс:
– Новорожденные в первый же день выпивают до двух литров…. К месяцу – до девяти литров за один присест.
«Присестов» этих для телят два – утром и вечером. Учитывая, что телят сейчас на ферме почти 150 – треть молока уходит на них. Ничего не поделаешь. Дети, даже если они с хвостами и о четырех копытах, – все равно остаются цветами нашей жизни…
Одновременно в станки доильного зала запускают 20 коров. Остальные ждут своей очереди здесь же, за поручнями. Доярки быстро обмывают вымя теплой водой, которая идет в зал под небольшим напором, берутся за доильные стаканы, которые тоже работают в режиме вакуума – т.е., мгновенно. Но работы хватает – при каждом станке электронное оборудование, датчики которого в режиме онлайн выдают все данные по поступающему молоку, поэтому, хорошо зная возможности своих питомиц, доярки постоянно переходят от одного станка к другому – раздаивают вручную, массажируют вымя, стимулируя поток молока, присматривают за особо резвыми (их ноги приходится связывать) и постоянно говорят, говорят, говорят буренкам какие-то ласковые слова.
Спрашиваю – привыкли ли коровы к станкам, первое-то время отказывались заходить в эти сверкающие никелем и чистотой створки. Розалия Опан охотно откликается:
– Привыкли. По-моему, сейчас им, как и нам, эта процедура нравится гораздо больше, чем это происходило на старых базах…
Но от одного станка молоко идет не по общему молокопроводу, а в отдельную канистру. Розалия объясняет, что корова с маститом, поэтому молоко для общего сбора не годится. Десять минут, и дойка закончена. Стаканы мгновенно отсасываются, коровы чинно уходят по отдельному проходу уже на улицу, а их место занимает очередная партия. Доярки сноровисто работают и успевают отвечать на мои вопросы: да, есть привозные буренки, которые за раз дают от девяти до 10 литров – по два ведра за один день. Но с хорошим кормом прибавили и местные коровы. Заработок хороший и сейчас. Летом будет более 20 тысяч рублей. За работу держимся. А как же…Все мы работали еще на старых фермах. Разве можно сравнить прежние условия с сегодняшними…
«Вечернее молоко» – 700 ки-лограммов идет в танки-охладители, где уже собрано 600 килограммов утреннего. После утренней дойки следующего дня молоковозы предприятия повезут сырье на Кызылский молокозавод. Через день поставляют туда по три тонны с небольшим хвостиком. В сезон большого молока, когда оно пойдет на увеличение, машины будут ходить ежедневно.
Посевная в Ильинке не закончилась, но с пшеницей уже управились. В день нашего приезда в местечке Шыгларик завершался сев смеси овса и гороха, и на следующий день механизаторы уже планировали перебираться в Ишкиндер, где будут сеять только овес. Структура посевов подчинена одной цели – увеличению и расширению молочного стада и реализации заветных планов. Первые из которых – строительство новых помещений и организация собственной переработки молока.
|
|