В степи, недалеко от Кызыла – в местечке Тос-Булак, состоялись конные скачки.
С раннего утра здесь начали собираться участники соревнований, болельщики и просто зрители. Был разбит небольшой палаточный городок, продавались напитки, варился тувинский чай и жарились шашлыки.
Участники из дальних районов привозили лошадей на грузовиках, местные прибыли верхом.
На эти соревнования было заявлено 75 участников со всей республики. По положению, хозяева лошадей оплачивали взнос от трех до пяти тысяч рублей, победитель получал половину всей собранной суммы, остальные деньги делились между теми, чьи скакуны занимали второе и третьи места.
– В этих соревнованиях участвуют жеребцы, ставшие призерами на скачках в своих районах, – рассказывает судья соревнований, директор ДЮСШ по национальным видам спорта Родион Чалзып. – К заездам допущены как рысаки, привезенные из России, так и скакуны местной, тувинской, породы.
Заезд скакунов в возрасте до четырех лет был назначен на одиннадцать утра, в ожидании его лошади паслись, а их хозяева и наездники разговаривали о предстоящей гонке.
– Для нас, тувинцев, скачки – больше, чем спорт, больше, чем хобби, – говорит постоянный участник этих соревнований, местный чабан Владимир Дугур-Сюрюн. – Скакать верхом и просто видеть красивую лошадь – это потребность. Удовольствие для души.
В свои шестьдесят пять Владимир Монгушевич выглядит очень подтянутым и бодрым наездником, лихо ставит своего рысака на дыбы. Глядя на него, кажется, что именно так в старину по тувинским степям разъезжали наездники: коричневый шелковый халат, национальная шапка и идики. Для него хороший скакун – сокровище. Своего он величает Торнадо.
Самое трудное в скачке для наездника, по словам Владимира Дугур-Сюрюна, это приспособиться под своего коня, шутит он, к каждому нужен особый подход. Наездник и конь должны быть единым целым.
Только когда эти двое понимают друг друга без слов, можно рассчитывать на победу.
Первый заезд стартовал далеко от местечка, где собрались болельщики. Наездникам и скакунам предстояло пройти дистанцию в пятнадцать километров. Зрителям и болельщикам не виден был старт, но поднятая копытами мчавшихся скакунов пыль возвещала их приближение. Спустя несколько минут показались лидеры. Первым пришел гнедой скакун Айдыса Ондара из Чадана. Наездником он выбрал Эренчина Конгай-оола и не прогадал – подросток привел скакуна на финиш первым.
– Конь прославляет своего хозяина и кожуун, – рассказывает Владимир Дугур-Сюрюн, – поэтому мы не всегда говорим клички своих коней. Правильнее назвать хозяина скакуна, имя наездника и масть лошади.
Вторым к финишу прискакал Мерген Монгуш на лошади Руслана Хертека из Кызылского района. Третье место досталось коню Радислава Сата с наездником Аясом Ховалыгом.
Я ехал на соревнования, а побывал на празднике, где бывалые наездники общались, делились опытом и просто хорошо проводили время. Прав был Владимир Монгушевич, называя скачки потребностью, такой же естественной для потомков кочевников, как дыхание.
|