|
В Москве в восемнадцатый раз прошел самый престижный Всероссийский театральный фестиваль «Золотая маска», где вручались изящные золотые маски лучшим театральным мастерам: режиссерам, художникам-постановщикам, художникам по свету, и, конечно же, актерам и актрисам. Экспертная комиссия, решавшая, какие спектакли будут номинироваться на премию, всего по всей России отсмотрело четыреста спектаклей всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта или мюзикл, куклы и эксперимент. Но какое отношение имеет к нам, к тувинскому театру и зрителю, Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая маска»?
Дело в том, что впервые за всю историю его существования в составе жюри был наш тувинский режиссер, мэтр Национального театра – Алексей Кара-оолович Ооржак. Его рекомендовал дирекции фестиваля Совет республик Союза театральных деятелей Российской Федерации.
Целых двадцать семь дней, с 23 марта по 14 апреля, он, вместе с одиннадцатью другими именитыми театральными деятелями со всей России, оценивал лучшие драматические и кукольные спектакли столичных и провинциальных театров больших и малых форм, выдвинутых на соискание всероссийской театральной премии «Золотая маска – 2012». Председателем жюри был известный режиссер Римас Туминас, возглавляющий Театр имени Евгения Вахтангова в Москве.
Жюри каждый день просматривало по два спектакля. Всего было двадцать четыре спектакля. Самым длинным по продолжительности оказался спектакль Юрия Бутусова «Чайка» по пьесе Антона Чехова, представленный московским театром «Сатирикон» – четыре часа и десять минут. А самый короткий – экспериментальный спектакль «Боги пали» по пьесе Сельмы Дмитриевич в постановке режиссера Виктора Рыжакова, представленный московским фестивалей «Любимовка» – 23 минуты.
Тувинского мэтра удивил казус, случившийся на самой ожидаемой части фестиваля – церемонии награждения, состоявшейся в недавно отреставрированном историческом здании Большого театра. Еще до начала церемонии царила торжественная обстановка, благодаря шикарным вечерним туалетам, шелесту вееров и многочисленным телевизионщикам и прессе, бравшим интервью чуть ли не у каждого второго гостя. Но сама церемония началась неожиданно: вышедшие на сцену для чествования лауреатов в разделе оперетта/мюзикл Валерия Ланская и Дмитрий Белов вынуждены были последовательно объявить, что, ни в одной из четырех номинаций премия не присуждается. На фестивале «Золотая маска» за все время существования случались, конечно, конфузы — неудачные спектакли, странные номинанты, необъяснимые решения, поэтому для публики такой ход событий, видимо, был привычен, и она в очередной раз просто посмеялась.
Проанализировав все золотомасочные спектакли, Алексей Кара-оолович пришел к выводу, что все выразительные средства, формы и виды драматургии, представленные на фестивале, не обошли стороной и нашего зрителя: Национальный театр идет в ногу со временем.
Проживая в центре столицы в отеле «Интерконтиненталь», главный режиссер обзавелся новыми полезными знакомствами, встретился с поклонниками тувинского театра, которого помнят и любят там, за пределами республики. Особенно запомнились им спектакли «Король Лир», номинировавшийся на «Золотую маску» в 2006 году, и «Вернись, мой друг, вернись!». На слуху так же имя самого режиссера Алексея Ооржака и молодого тувинского режиссера Сюзанны Ооржак, которая так же номинировалась на «Золотую маску» в 2007 году со спектаклем «Дом Бернарды Альбы».
Алексей Ооржак еще больше уверился в том, что тувинскому театру нужно растить и укреплять национальную драматургию, продолжать ставить классику — русскую и зарубежную, просвещая зрителей, а так же особое внимание следует уделить кукольным постановкам. Среди театральных деятелей из других регионов многие готовы поддержать национальный театр и посетить его с лабораториями и мастер-классами.
|
|