|
С начала года в Туве резко осложнилась ситуация с распространением ВИЧ-инфекции, что стало поводом для обсуждения на экстренном заседании оперативного штаба санитарно-противоэпидемической комиссии.
– Мы специально собрались в нерабочий день, в субботу, чтобы не торопясь, обстоятельно разобраться в сложившейся ситуации, – пояснил вице-премьер, министр здравоохранения и социальной политики РТ Анатолий Дамба-Хуурак.
А поломать голову было над чем. По информации главного врача Тувинского республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Александра Ооржака, в первом квартале в республике зарегистрировано четыре новых случая ВИЧ-инфекции. По статистике, в прошлом году было выявлено 15 вновь заболевших, что в два раза больше, чем в предыдущем году. Таким образом, начиная с 1994 года, в республике выявлено уже в общей сложности 67 больных. Восемь из них уже умерли. Последний случай смерти от ВИЧ-инфекции зафиксирован в феврале. Как показывает статистика, заражение происходит в основном половым путем и инъекционным – при внутривенном введении наркотиков. За это время родились от инфицированных матерей четыре ребенка.
– В настоящее время на диспансерном учете у нас находится 48 больных, в том числе один ребенок, заразившийся грудным молоком от больной матери, – информировал Александр Ооржак. – Высокую антиретровирусную терапию, то есть терапию, которая предусматривает прием трех или четырех препаратов одновременно, что позволяет больному вести нормальный образ жизни, получают 12 человек. Лечение одного больного в год обходится федеральному бюджету почти в один миллион рублей. Если учесть, что число инфицированных растет, то с каждым годом средств, предусмотренных на эти цели, требуется все больше.
По мнению Александра Ооржака, основной прирост статистике заболеваемости дают прибывающие на временное проживание в Туву наркозависимые ВИЧ-инфицированные сограждане из других регионов по линии так называемых реабилитационных центров «Преображение России». Эта общероссийская благотворительная организация занимается реабилитацией людей, находящихся в зависимости от наркотиков и алкоголя, а также освободившихся из мест заключения, участников боевых действий, помогает беспризорным детям и трудновоспитуемым подросткам. Как центр сам себя рекламирует, в том числе и через тувинские СМИ, процедура приёма максимально упрощена, к ним «можно приехать в любое время, в любом состоянии, с любыми проблемами. Отправка в другой регион по выбору. Бесплатно. Анонимно. Бессрочно».
С февраля минувшего года одним из таких «облюбованных» «ПР» регионов стала и Тува. Стационарные центры Кемеровского отделения этой организации уже действуют в Кызыле, селах Черби и Сукпак.
– Причем, в Кызыле они снимают квартиры, в которых проживают по 10–12 человек одновременно, – пояснил Александр Ооржак. – В прошлом году и за три месяца этого года среди прибывших в эти центры выявлено восемь новых случаев ВИЧ-инфекции, четыре человека прибыли с уже установленным диагнозом. У всех заражение произошло из-за внутривенного введения наркотиков. Значит, и в Туве они продолжают употреблять наркотические вещества.
По оценке Управления ФСНК по РТ, центры «ПР» не решают основную продекларированную этой организацией задачу, а именно – социализация больных наркоманией. У них нет даже программы реабилитации, а в их штате – специалистов из числа медицинских работников и психологов. Они не регистрируются в наркологических учреждениях, не обеспечиваются медицинской помощью. При этом люди продолжают прибывать из Кемеровской и Новосибирской областей. В Туве они представляют угрозу для распространения ВИЧ-инфекции среди местных жителей. Это, во-первых. А во-вторых, в нашей республике, занимающей одно из первых мест по заболеваемости туберкулезом, люди с ослабленным иммунитетом легко поддаются заражению этой инфекцией, что, кстати, и явилось причиной смерти одной из приезжих ВИЧ-инфицированных женщин в феврале этого года.
– Любопытно, что когда в Кызыле обнаружились всего две дамы легкого поведения из Кемерово с подозрениями на ВИЧ-инфекцию, все сразу забили тревогу. Тогда все службы «на уши поставили». Случай получил огромный общественный резонанс и залетные «ночные бабочки» были депортированы обратно в Кемерово. Почему на сей раз никто не забил тревогу? Ведь прибыло-то не два-три человека, а несколько десятков. Почему никто даже не удосужился проверить, насколько законна деятельность этой благотворительной организации? – резонно заметил Анатолий Дамба-Хуурак.
По официальной статистике, в минувшем году в республиканском СПИД-центре было обследовано 50 человек, прибывших в Туву по направлению организации «Преображение России». Лишь четверо из них имели справки об установленном у них диагнозе ВИЧ-инфекция. У восьми человек эта инфекция была выявлена впервые.
Представитель Управления федеральной миграционной службы по РТ считает, что люди, которых опекают центры типа «Преображение России», в обязательном порядке должны проходить обследование на ВИЧ-инфекцию, а также сифилис и туберкулез. Причем, непосредственно на месте. По его данным, более 40 процентов медицинских справок, которые представляют, например, мигранты из стран ближнего зарубежья – липовые. ВИЧ-инфицированные – особая категория людей. Их права защищает закон. Но он же, этот закон, возлагает на больных особую ответственность. Как сообщила руководитель управления Роспотребнадзора по РТ Людмила Салчак, к сожалению, статья Уголовного кодекса об ответственности ВИЧ-инфицированных не работает. За пять лет, например, по ней было осуждено всего 40 человек. Условный срок получила и ВИЧ-инфицированная женщина из Сарыг-Сепа, открывшая в своем доме притон.
Настоящая интервенция ВИЧ-инфицированных в Туву осуществляется не только через сомнительные благотворительные организации, но и через систему исправления наказаний. Например, только в СИЗО сегодня содержатся четверо ВИЧ-инфицированных и лишь один из них –житель Тувы. Остальные доставлены транзитом из других регионов. Так что проблема обретает уже другие масштабы.
Анатолий Дамба-Хуурак потребовал провести анализ ситуации в изоляторах временного содержания, обратиться в минюст республики с запросом о правомерности, легализации или прекращении деятельности центров «Преображение России» в республике.
|
|