|
Памятное событие: 30 марта 2011 года состоялась премьера спектакля «Дембээрел» («В беспамятстве») в театре «Тет-а-тет». Он шел два дня подряд.
Долго пришлось ждать, когда в среде актеров появится человек, который сможет написать пьесу, им оказался Леонид Кан-оол, не так известный как актер, но больше как драматург после шоу 9 Мая «Красный обоз» на стадионе «Хуреш». А потом уже два актера: сам автор и Олег Сат – оба заслуженные артисты Республики Тува, решились поставить спектакль, а позже к ним присоединились главный художник театра Валерий Шульга, талантливый композитор Октябрь Саая и балетмейстер Орлан Монгуш.
Актеров привлекли к участию в постановке самобытных. Главные роли – трех приятелей, которые, как сказали бы молодые, живут по-полной, то есть курят травку, пьют водку – сыграли Сайдаш Монгуш, Олег Сат и Аржаан Докулак. А их искусителем явился злой дух–четкер – в органичном исполнении заслуженного артиста РТ Эдуарда Ондара (на снимке). Точное попадание в образ. В массовых сценах играют звезды нашего театра – Ляна Ондур, Саяна Сат, Орлан Монгуш, сам автор. Отличный состав, интересные, мобильные декорации, хорошо поставленные музыкальные номера с вокалом и танцами.
Все сошлось: и тема крайне актуальна, поскольку современные молодые люди окончательно потеряли ориентир в нашей жизни – запутались, кто идеал и перед кем преклоняться – перед торговцами наркоты, так называемыми крутыми парнями? И что будет, когда наступит страшное прозрение, как это случилось с героем пьесы Дозаром в исполнении Олега Сата.
Очень радует, что театр принял курс на молодого зрителя, спектакли имеют твердую социальную направленность, проводят четкую линию общения с юным зрителем на темы морали и нравственности. Причем выбрана самая прямая речь – форма агиттеатра, пожалуй, в данном случае наиболее уместная, иначе молодые не поймут. Крайне трудно достучаться до их сердец, поскольку уши их закрыты наушниками, в которых гремит отупляющая попса.
Поэтому форма грубоватого агиттеатра 1920–30-х годов вполне оправданна. Просто тогда люди были безграмотными, а сейчас большинство россиян – бездушные существа, которым интеллигентным языком уже ничего не расскажешь, не поймут, потому что не услышат. Природа спектакля нарочито упрощена – коварный четкер, напоминающий Мефистофеля, его подруги – искусительницы, которые тащат в омут героев; сети, выполняющие роль и собственно сетей, и темницы; рокерская одежда главных действующих лиц; сбор конопляной пыльцы, как способ заработка в Туве – все просто и узнаваемо. И от этого еще более противно и тоскливо на душе! Попадание по актуальности темы – в точку.
Авторы спектакля уже не философствуют и не размышляют, а просто кричат: куда мы катимся, дальше – царство Эрлик-хана, Зла, это предел. К сожалению, даже такую простую мысль зритель тувинский понял не сразу. Почти до конца, до роковой развязки люди в зале хихикали, им нравилось это шоу, красивые и молодые ребята на сцене. За последние годы попса захватила все сценические площадки Тувы, приучила зрителя, даже немолодого, не думать, тем более, сопереживать. На это необходимы душевные усилия, а большинству хочется побалдеть.
Действие по ходу спектакля становится все круче. Трагизм все усиливается к финалу. И очень хотелось, чтобы он был таким, чтобы никому в зрительном зале не захотелось и уже не смоглось хихикать. Но этого не произошло.
И это понятно. Чуть-чуть не хватило профессионализма. Многое в спектакле делалось впервые – актерская пьеса, актерская режиссура. Редко бывает, чтобы первая большая работа стала шедевром. Однако уже и то, что сделано, – большая удача театра, большой успех.
Это просто хорошая работа всего ансамбля. Здесь не было второстепенных ролей. Особо хочется выделить артиста Аржаана Докулака – он был настолько убедителен в своей роли, что казалось: это не актер, а парень, зашедший в театр с улицы. Он, как хороший художник, создал очень распространенный портрет современного молодого человека. Образ его персонажа получился сложнее и многограннее, чем у старших и именитых товарищей.
В последнее время наметилась в сфере профессионального искусства Тувы хорошая тенденция – ориентация на высокое искусство, вопреки вкусам и запросам публики. Идти по пути удовлетворения эстетических запросов современной зрительской аудитории – это путь в никуда, в бездну пошлости.
В филармонии играют раз в месяц классическую музыку. И на нее приходит зритель! В театре ставятся новые, «умные», спектакли. И мы их начинаем по-новому учиться смотреть. Значит, не всё еще потеряно. Значит, всё у нас будет хорошо!
|
|