|
Почему новый год в разных странах называют по-разному? На сей счет у профессора Николая Абаева своя точка зрения. – Тут четко нужно представлять, что сам этот кочевнический праздник возник задолго до появления буддизма, – констатирует профессор. – И первые животноводы-кочевники создавали свой календарь, опираясь на жизненные реалии. В течение многих столетий они внимательно изучали повадки и сезонные ритмы жизни различных животных.
В результате этих наблюдений наши предки выяснили, например, что у разных животных циклично возрастает рождаемость, плодовитость. Так, в год Зайца в соответствии с двенадцатилетним и шестидесятилетним циклами резко возрастает популяция зайцев, а в год Быка (Коровы) увеличивается плодовитость этих животных и так далее. Так у древних кочевников и появились годы Зайца, Овцы, Лошади… Соответственно, и люди, рожденные в эти годы, наделялись качествами животных – хозяев или тотемов этого года. В фольклоре монгольских народов есть сюжеты, связанные с названиями годов, в частности, объясняющие, почему 12-летний цикл начинается с года Мыши. Однажды – так гласит легенда, – Будда пригласил к себе на день рождения всех животных, какие захотят прийти. Пришло 12 зверей: время стояло холодное, а чтобы попасть к Будде, нужно было переплыть широкую реку. Каждому животному в порядке живой очереди Будда подарил по одному году управления. Первой пришла Крыса, ей достался первый год 12-летнего цикла. Правда, очевидцы этого замечательного заплыва утверждают, что первым достиг противоположного берега Буйвол, а Крыса, которой не хотелось мокнуть в холодной воде, попросила Буйвола перевезти её на своей спине, и тот по доброте душевной согласился. Пока буйвол отряхивался, чтобы предстать перед Буддой в приличном виде, Крыса, соскочив с его спины, быстренько побежала вперёд и в очереди за предполагаемым дефицитом оказалась первой. Она была вознаграждена за оперативность и умение пользоваться обстоятельствами. Часть зрителей потом божилась, что это была не Крыса, а маленькая, но умненькая Мышь, и что она вовсе не попросилась к Буйволу на спину, а проехала «зайцем». Буйвол её не заметил и был весьма удивлён, оказавшись в очереди вторым. Чуть-чуть отстал от Буйвола Тигр, которому достался третий год. Болельщики, увлечённые соревнованием между Буйволом и Тигром (они с тех пор и в жизни соревнуются друг с другом), как следует не рассмотрели, кто пришёл четвёртым – Кот, Заяц или Кролик. За давностью лет истину установить невозможно, и у восточных различных народов так и осталось разночтение относительно хозяина четвёртого года. Пятым был Дракон, шестой оказалась Змея, седьмой – Лошадь. Тут по реке пошла полоса тумана, и опять неясно, кто был восьмым – Коза или Овца (а может быть, Баран). Девятой в очереди стала Обезьяна. Вас удивляет, что прыткая Обезьяна пришла так поздно? Она просто не хотела рисковать и внимательно присматривалась, наблюдая за пловцами. Лишь убедившись в безопасности мероприятия, она вошла в воду. Десятым прибежал Петух (а может быть, и Курица, кто их, мокрых, разберёт). Он задержался, потому что долго и обстоятельно рассказывал своей многочисленной семье, как она должна жить в его отсутствие. Одиннадцатой прискакала Собака. С утра у неё была масса хозяйственных дел, и, едва с ними управившись, она разгорячённая бросилась в воду. Говорят, потом долго кашляла. И, наконец, последним появился Кабан (по другим источникам, прислал вместо себя Свинью). Он не очень спешил: не честолюбив, не привередлив, он и в жизни обычно добирает всё, что осталось ему после пронырливых. Ему Будда подарил последний оставшийся год. – Словом, новогодний праздник народов Восточной и Центральной Азии – явление сложное, продукт длительного исторического развития разнообразных календарных систем, – подытоживает Абаев. – Важность их трудно переоценить.
Согласно нашим кочевническим представлениям, Белый месяц олицетворяет такие очень праздничные чувства, как обновление жизни, чистоту помыслов, добросердечие, гостеприимство, радость общения, кстати, безалкогольная радость. Главный напиток – белое молоко с чаем. В этом древнем празднике переплелись религиозные и этические взгляды, философия жизни наших предков, их высокие моральные и духовные ценности, национально-культурные традиции.
И нам, их потомкам, просто нужно следовать этим традициям, не обращая внимания на мелкие различия в названиях тотемных животных, и такие же несущественные разночтения в определении конкретных дат у астрологов разных народов, короче, проявлять толерантность. Главное, что с наступлением Нового года для каждого из нас начинается новый цикл жизни.
|
|