Пятница, 29 марта 2024 г. 16:05 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
17181920212223
24252627282930
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Лунная радуга. Тува. 1962 год

Лунная радуга. Тува. 1962 годЭто редкое природное явление произошло в далёком 1962-м году, в Туве, на берегу горной, таёжной реки Элегест в 10-15-ти километрах от посёлка Хову-Аксы. О увиденном подарке природы, ночной радуге, я много раз рассказывал своим друзьям и, зачастую мне не верили. Сейчас, о таком явлении появилось много информации в Интернете, и уже никто не оспаривает возможность появления радуги ночью от света луны во время дождя.

Тем более, что есть масса снимков свидетелей, но всё же, за почти 50 лет после нашей радуги, я не встречал реальных очевидцев, кому повезло увидеть ночную радугу. Наши походы на рыбалку по таёжной реке и позднее возвращение домой, вызывали тогда законное беспокойство родителей. Но, всё же,  остановить наш рыбацкий азарт было сложно и, мы, почти каждое утро, гремя рыбацкими сапогами, спешили на Элегест. Единственным препятствием мог стать дождь, который смывал в реку всякую траву и веточки. Они отпугивали хариуса и создавали помеху для его ловли, при этом мы оставались дома.

В этот вечер дождь действительно пришёл. Мы задержались на реке дольше обычного, так как хороший клёв, никак не давал возможности закончить рыбалку. Только настоящий рыбак может понять, что это такое, когда на каждый заброс приходится вытаскивать из реки мускулистое тело пёстрого красавца-хариуса. И всё же наступающие сумерки заставили готовиться к дороге домой.

Нас было четверо 14-15-ти летних пацанов: я, Костя Ачкасов, Валерка Чанзан-оол, Колька Шегораков. Ничто не предвещало беды и, мы, весело переговариваясь, подводили итоги хорошей рыбалки. Она действительно была удачной, что и послужило причиной столь поздней задержки на реке.

Небо, почему-то быстро, начало затягиваться тёмными тучами, ускорив наступление полной темноты. Подул небольшой ветерок, который за мгновение усилился и перешёл в настоящую бурю. С неба начали падать первые капли дождя, переходящего в ливень. Сверкнула молния, затем вторая, за ней ещё, ещё, ещё…Всё это сопровождалось страшным грохотом и сухим треском грома, поскольку, видимо мы оказались в самом центре стихии.

Тем временем, буря усилилась, и это уже был настоящий ураган, сгибающий вековые лиственницы, которые росли по берегам Элегеста, от чего тайга загудела, а крупные капли дождя стали шлёпать по тёмной и страшной реке. Элегест, и без того бурный и шумный, стал ещё более грозным. За минуты, его воды переполнились и, представляли для нас уже смертельную опасность. Полная темнота, чередующаяся вспышками молний и сопровождающаяся страшным громом, угрожающим шумом тайги и воды, начали нас вначале беспокоить, а потом и просто внесли панику. Мы не знали, что делать, так как любой шаг в темноту нёс реальную опасность для жизни.

И в этот момент Костя, как самый бывалый рыбак, взял ситуацию под личный контроль: Он как настоящий мужик скомандовал нам бросить удилища и сгруппироваться. Мы взялись за руки, чем немножко успокоили друг друга, и между вспышками молний, освещающих тропу, сделали первые шаги. Уверенный голос Кости ещё больше обнадеживал, и мы медленно продвинулись вдоль обезумевшего Элегеста.

Налетевший ураган, ливень постепенно начали ослабевать и через какие-то минуты весь этот ужас внезапно закончился. Ветер прекратился вовсе, но мелкий дождь продолжал моросить. Наш страх почти полностью рассеялся, мы шли всё увереннее, тем более что огромная чёрная туча, которая ещё несколько минут назад принесла весь этот кошмар, быстро уходила за наши спины.

На небе мы увидели небольшой кусочек света от луны, пока ещё закрытой той тучей, и первые звёзды начали зажигаться в этом ограниченном пространстве. Мелкий дождик продолжал идти, невзирая на полуоткрывшийся купол неба, совершенно чёрного, с яркими и уже многочисленными звёздами. Мы шли, глядя на эту успокоившуюся природу, любуясь всем, что она подарила после грозы. Показалась луна, она с каждой секундой освобождалась от плена тучи и её набирающий силу яркий свет постепенно начал освещать и тайгу, и реку с бурлящим потоком, и наши мокрые от дождя, но счастливые лица.

В траве загорелось жёлтыми фонариками бесчисленное множество светлячков, их свет был так ярок, что, приставив газету, её можно было бы прочитать. Увлечённые красотой мы не заметили…

Вдруг кто-то из нас крикнул: «Смотрите, радуга!!!»

Обернувшись назад, мы действительно увидели ошеломляющее зрелище. На небе огромным коромыслом повисла бледноватая радуга. Она была немножко холодной и не несла тех дневных удивительных цветов, но, всё же это была радуга, ночная радуга, о существовании которой никто из нас ранее не слышал.

Последние клочки тучи полностью освободили огромную луну, которая придала радуге более яркий и выразительный цвет, мало отличающийся от дневного. Восхищённые, ошеломлённые, мы  стояли и любовались этим зрелищем, предполагая, что это природа отблагодарила нас за перенесённые ужас и страх таким щедрым подарком.

Свет от радуги и луны отражался в мокрой траве, и мы, всматриваясь в уходящую красоту, размышляли о происходящем. Туча тем временем уносила с собой дождь, начала угасать и наша красавица. Мы стояли, не шелохнувшись, до тех пор, пока её последний тускловатый свет не попрощался с нами, и двинулись в путь.

Яркая луна освещала дорогу до самого дома. Прибавляя шаг, мы шли, ещё долго обсуждая этот небесный подарок, постепенно переводя разговор о брошенных удилищах и непотерянной рыбе. Вот и последний брод через Элегест, далее небольшой подъём, а за ним наши дома. Мы делаем заключительный привал и силы покидают нас. Засыпает Колька, обняв старую лиственницу, засыпаю я, но «бывалый» Костя не даёт полностью расслабиться. Он будит нас, при этом я даю клятву, что это была моя последняя рыбалка.

С трудом преодолевая усталость, мы подходим к посёлку, и я вижу свет в окошке своего дома. Время было около двух часов ночи. Но дома никто не спал. Какие слова нам говорили, стоит только догадываться. Перебивая испуганных родителей, я взахлёб рассказывал о нашем приключении и ночной радуге. Утром шёл дождь, который не пустил нас на реку и дал возможность проспать до обеда. На следующее утро знакомый стук в окно Костиным удилищем вновь разбудил меня. Через 20 минут мы опять переходили вброд, в знакомом до боли, месте нашей речки. Нас утро встречало прохладой, нас ветром встречала река. Слова известной песни полностью подходили к образу нашей мальчишеской жизни. Красавец Элегест в течении 2-х лет проживания в Хову-Аксы манил нас на свои берега. Но семейные обстоятельства заставили покинуть «маленькую Швейцарию» и своих друзей.

Прошло много лет с того времени. Ушёл из жизни друг моего детства Костя Ачкасов, не известны судьбы остальных. Судьба не позволила нам встретиться ни разу после нашей радуги, но остались надежды. Светлую память о Косте я сохраню на всю оставшуюся жизнь. Ему и посвящаю я свой рассказ.

Сергей Бутаков. Новосибирск. Июнь 2010 год.

Сергей Бутаков, Новосибирск
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) 31.03.2024: 9 лет Федеральному агентству по делам национальностей

2) 02.04.2024: День единения народов России и Беларуси

3) 02.04.2024: Международный день детской книги

4) 05.04.2024: День рождения Айланмаа Хомушкуевны Кан-оол, Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола (Кызыл, Тува)

5) 14.04.2024: 110 лет (1914-2005) со дня рождения Марии Давыдовны Черноусовой-Сарыг-оол, супруги, верного друга и помощника народного писателя Тувы Степана Сарыг-оола (Тува)

6) 15.04.2024: 100 лет (1924-1995) со дня рождения Салима Сазыговича Сюрюн-оола, народного писателя Тувы (Тува)

7) 19.04.2024: МАСШТАБНЫЙ КОНЦЕРТ КОЛЛЕКТИВОВ КЫЗЫЛСКОГО КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ "МЫ - ДЕТИ ЧЫРГАЛ-ООЛА" В МОСКВЕ! Начало в 19 ч (Концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных, Малый Ржевский пер., 1, Москва тел.: 8983594605 kki.tuva.muzkult.ru)

8) 06.05.2024: 117 лет со дня рождения героя Великой Отечественной войны, военного летчика Николая Францевича Гастелло (1907-1941), чье имя носит Национальный парк Тувы (Кызыл, Тува)

9) 07.05.2024: День Связи

10) 07.05.2024: 55-летний юбилей Хомушку Андрея Айрандивиевича, преподавателя специальности "хореографические дисциплины" Кызылского колледжа искусств им. А.Чырга-оола (Кызыл, Тува)