|
Что необходимо сделать для того, чтобы возродить земледельческую отрасль, чтобы зерноводство как в крупном, так и в небольшом частном хозяйстве приносило выгоду? Стоит ли вообще выращивать зерно в зоне рискованного земледелия, а если стоит – то кому именно? С этими вопросами руководство Министерства сельского хозяйства и продовольствия Тувы обратилось к ветеранам, пригласив их на «круглый стол». Неформальная обстановка «без галстуков» позволяла каждому высказаться откровенно и по существу.
Тем более, что беседу предварили приятным событием: министр Валентин Ендан вручил государственные награды некоторым ветеранам. В частности, звание «Заслуженный работник Республики Тыва» присвоено Эрес-оолу Менниг-оолу, который, кстати, 29 октября отметил свой 70-й день рождения. В свое время работал заместителем министра сельского хозяйства и проблемы сельчан знает не понаслышке.
– Земля наша тувинская дает зерно прекрасного качества, – напомнил ветеран. – Из него можно стряпать очень вкусное печенье – пальчики оближешь. Чтобы земледелец процветал, он должен производить не просто пшеницу, не просто просо. Нужно, чтобы он производил товар. То есть пряники из пшеничной муки, которую он сам намолол из своего зерна, или, на худой конец, тара из выращенного им просо. Когда будет такой замкнутый цикл, можно всерьез говорить о доходности, о целесообразности земледелия. А для этого надо постараться, чтобы в каждом хозяйстве, в каждом селе было перерабатывающее оборудование. Речь об этом идет давно, но сейчас, в условиях рынка, сделать это намного проще. Были бы деньги…
Как рассказал министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Валентин Ендан, в нынешнем году произведено почти на 18 процентов зерна больше, чем в прошлом году. Средняя урожайность составила почти 10 центнеров с гектара. Самый высокий намолот получи в хозяйствах Каа-Хемского района – 12 центнеров с гектара, в Дзун-Хемчике взяли на круг по 11, в Сут-Холе – по 10,3 центнера зерна с гектара.
В Министерстве сельского хозяйства считают такой результат вполне сносным. По словам замминистра Сергея Ондара, за последние пять лет это самая высокая урожайность. Все последние пять лет намолоты не превышали 8 центнеров зерна с гектара. Например, в 2007 году было собрано всего по 4,8 центнера.
– Это, можно сказать, средний уровень, если брать в целом по России, – убежден он. – В соседнем Алтайском крае, хлебной житнице, где посевные площади занимают более 6 миллионов гектаров, нынче намолотили по 14 центнеров на круг. Лишь на 4 центнера больше, чем мы. Но ведь климатические условия на Алтае не сравнишь с нашими. В Туве посевная площадь составляет всего 26170 гектаров.
В Минсельхозе уверены, что развивать земледелие необходимо, что возможности для этого есть. Наглядный пример – хозяйство Пирогова из Каа-Хема. Нынче с каждого из 210 гектаров пироговцы намолотили по 20 центнеров зерна. Средняя урожайность в два раза выше, чем в целом по республике. Его опыт, а также опыт других передовиков – предмет для подражания.
Причины успеха стары, как мир: качественные, элитные семена, подогнанные под конкретные климатические особенности, грамотная подготовка почвы, проведение в срок всех важнейших агротехнических мероприятий, заботливый уход…
Но таких хозяйств, как у Пирогова, – единицы. Как признался генеральный директор ОАО «Тываагроснаб» Юрий Тыхеев, большинство хозяйств, занимающихся земледелием, продолжают просто «зарывать семена в землю».
За три года финансовые вливания в АПК из республиканского бюджета увеличились в девять раз. Отдача пока ощутима только в животноводстве. Земледельческая отрасль остается одной из проблемных. В минувшем году только на ремонт оросительных систем было выделено 12,5 миллиона рублей. Удалось полностью восстановить Дургенскую, Аларскую, Мергенскую, Бай-Дагскую и многие другие системы. Но ожидаемого эффекта не последовало. Почему?
Потому что такие вопросы надо решать в комплексе. Выделили, скажем, средства байдагцам на ремонт оросительных систем, но забыли, что техника там изношена на сто процентов. Значит, надо было позаботиться и о техническом перевооружении.
– После детального анализа мы пришли к выводу, что земледелием не в убыток себе могут заниматься только 15 хозяйств в девяти районах республики, – проинформировал Сергей Ондар. – Это позволит сконцентрировать финансовые средства, а не распылять их.
Только эти зернопроизводящие хозяйства и будут получать господдержку. Государство готово, например, субсидировать на 80 процентов средств на приобретение современной техники, восстановление зернотоков, весового хозяйства.
Ветераны, в свою очередь, напомнили о таком понятии, как «чистый пар», которым практически никто не занимается. Посоветовали возродить практику более интенсивного применения минеральных удобрений, которые с успехом используются во всем мире, но почему-то забыты в Туве. «Мы насилуем нашу землю, вычерпывая из ее плодородного слоя все, что можно, не задумываясь о будущем. Продолжаем эксперименты с сортами, тогда как давно хорошо зарекомендовал себя в наших условиях сорт «Саратовская-29».
Как напомнил представитель Тувинского научно-исследовательского института сельского хозяйства Вячеслав Донгак, выведенный его селекционерами местный сорт пшеницы «Чагытай» тоже внесен в госсреестр. Но его размножением на его родине никто не занимается.
Ученые давно уже доказали, что земледелие является древнейшей отраслью хозяйствования на территории Тувы. Тысячи лет назад наши предки выращивали на этой земле зерно. А это – еще один дополнительный стимул.
– Очень важна в этом деле и преемственность, – подчеркнул в завершение Эрес-оол Менниг-оол. – Нужно внимательно изучать опыт прежний поколений. В нашем многострадальном сельском хозяйстве получается так, что каждое новое поколение, не зная и не учитывая опыта своих предшественников, как бы отрывается от своих корней.
|
|