В рамках республиканского специального проекта "Моя Победа" газета "Центр Азии" начала публикацию старых фотографий военных лет и воспоминаний наших земляков о тех суровых годах.
В номере - письмо Азианы Хомушку о ее дедушке.
Роман Серенмаевич Хунай-оол – мой дедушка по линии матери.
Первый и единственный ученик сумона Чаа-Холь 1934-1936 годов, он в годы Великой Отечественной войны стал учителем – в шестнадцать лет.
Вот как он стал учеником школы. В тридцатые годы двадцатого века учителя объезжали стойбища аратов, вели запись учащихся, которые осенью должны пойти в школу. У моего прадедушки был старший сын Конгар-оол, его и записали учителя. А осенью он отказался пойти в школу, тогда прадедушка позвал второго сына – Хунай-оола – и сказал:
«Сынок, в нашем роду нет такого человека, который подводит учителей. Вот тебе сахар – большая редкость, его дают самым умным, послушным детям. Учись, сын, станешь гордостью нашего рода Улуг Тулуш, мы верим в тебя».
И мальчик с именем Хунай-оол – сын Солнца и Луны – стал старательно учиться. Закончил семь классов и в шестнадцать лет – с сентября 1943 года – сталь учителем в местечке Сарыг-Булун, сейчас это село Эрзин Эрзинского района.
В школе было более 260 учащихся и пять учителей: Комбу, он же и директор, Данзын, Хунай-оол, Ловунчап и Межова. Межова преподавала русский язык, а Хунай-оол, хорошо знавший русский, переводил ее слова.
В 1944 году моего деда отправили в далекий Качык – на границу с Монголией. Учителя здесь ожидали особые трудности.
Школьников было более пятидесяти, учителей – двое: Арапчор и мой дедушка.
В одном классе вместе сидели десятилетние и пятнадцатилетние ученики. Дети не знали тувинского языка, говорили по-монгольски. Общаться с ними было очень трудно.
Вместо учебников были брошюрки «Бистин ажыл» – «Наша работа», ими пользовались как методической литературой. Не хватало тетрадей, один карандаш делили на троих.
Но дети очень старались, каждый хотел стать грамотным. Тогда все работали под лозунгом: «Долой неграмотность! Все – за образование!»
Педагоги говорили ученикам: «Каждая ваша хорошая оценка – это удар по врагу!»
Ударом по врагу были и подарки для фронта, и учительская зарплата. Вот как воспоминал о тех днях мой дедушка:
«Мы, учителя, в день зарплаты расписывались и не знали, сколько мы получили. Всю зарплату отправляли на фронт в помощь защищающим Родину солдатам.
Зимой учителя со школьниками на лыжах отправлялись на дальние стоянки: собирать подарки для фронта, вести разъяснительную работу среди населения.
Дети в свободное время охотились на куропаток, зайцев. Сдавали их в местный магазин, а продавец – в центр кожууна Сарыг-Булун, потом – в Кызыл. Это тоже считалось помощью фронту.
Днем мы работали в школе, а вечером готовили пьесы, спектакли. Показывали их народу. Сообщали последние новости с фронта.
Людей интересовало все, но многое им было непонятно. Спрашивали, что такое демир-орук – поезд, как стреляет пулемет, что же это за злодей такой – Гитлер. В русской школе я изучал и военное дело, поэтому мне приходилось многое объяснять.
Мой самый тяжелый, но самый памятный и насыщенный год в далеком Качыке закончился, когда меня в 1945 году снова вызвали в Сарыг-Булун.
Вместо меня в Качык поехала учитель Межова. Она не только преподавала русский язык, но и учила детей печь хлеб, белить избу. Известь привозили из центра на лошадях, а зимой – на санях».
И еще одно воспоминание о тех днях хранится в памяти нашей семьи: как в начале войны мой прадедушка Серенмаа Тулуш подарил фронту своих самых сильных скакунов – более двадцати и самого сильного быка, принадлежавшего сыну Хунай-оолу.
Мой дедушка Роман Серенмаевич Хунай-оол прожил большую жизнь – восемьдесят лет: он родился в 1926 году, умер в 2006 году.
В последние годы он как труженик тыла перед Днем победы ежегодно получал от Президента России Владимира Путина благодарственные письма, написанные золотыми буквами.
И дедушка всегда радовался, получая эти письма. Он очень гордился этими золотыми буквами.
|