В «подбрюшье» Кызыла – поселке Каа-Хем – открылся Тепличный комбинат. К апрелю здесь ожидают получить первый урожай огурцов.
После восстановленной в 2009 году Кызылской птицефабрики комбинат стал вторым крупным звеном создаваемого вокруг столицы Тувы агропояса – задача, поставленная премьером Тувы в ежегодном Послании.
Шолбан Кара-оол принял участие в торжественном открытии тепличного комбината.
Глава республики посеял и первые семена огурцов. В действие введена так называемая технологическая часть тепличного комплекса – производственное помещение с цехом для приготовления питательной смеси для капельного полива, котельная, три теплицы, в которых уже установлено все оборудование. Со всеми технологическими новаторствами гостей открытия познакомил директор предприятия, известный овощевод Тувы Нариман Ягъяев.
«Капельный полив – это гарантия высокого урожая и профилактика заболеваемости растений, - поясняют специалисты. – В почве находятся споры вредителей, губительных для растений. Гидропоника исключает эту опасность и дает возможность регулировать (это будет делать тоже компьютер) содержание микро- и макроэлементов в питательной смеси. Тем самым контролируется концентрация нитратов и нитритов в зрелых плодах. Автоматически регулируется и система, отвечающая за уровень влажности в теплицах». Семена высеяны в кубики с гидропоникой.
Первый урожай – 700-750 центнеров огурцов – планируется получить в начале апреля (срок созревания овощей – 60 дней). Прогнозируемая урожайность с одного квадратного метра составит 25 килограммов. Тепличный комбинат будет работать круглый год, а значит, выращивать свежие овощи (в последующие обороты планируется посеять томаты, грибы, баклажаны, цветы), получая до 450-500 тонн витаминной продукции в год.
Мало запустить предприятие в работу – нужно найти рынки сбыта. Десятилетия простоя, когда республика не занималась переработкой сельскохозяйственной продукции, создало, впрочем, предсказуемую ситуацию. На тувинский рынок пришли перерабатывающие фирмы из соседних регионов и даже из центральной России. Задача тувинских предприятий – создать им серьезную конкуренцию качественной и более дешевой продукцией. Маркетинг – целая наука, поэтому сейчас в молодежном правительстве работают над созданием маркетинговых предприятий. Отвоевать заново местный рынок – это не только вопрос доходной базы бюджета, но и продовольственная безопасность республики, подчеркнул премьер.
«Мы выдержим любую конкуренцию, - заявил Нариман Ягъяев. – Нашу продукцию отличает экологичность. Она будет дешевле то, что привозят из Китая или Киргизии».
|