|
Даже в лучшие времена Советской Тувы транспортная проблема Кунгуртуга была одной из наболевших. На заре перестройки и в преиод демократических реформ кунгуртугцы в этом вопросе остались без всякой поддержки.Только благодаря драгоценному подарку Природы-матери, заложившей в недранашей земли золото, в Тере-Холь потянулись старатели, вооруженные тяжелой техникой, чтобы проложить себе дорогу к желтому металлу.
Их дорога к прииску стала дорогой жизни для кунгуртугцев. Какой бы ни была она трудной и долгой, на нее никто и не подумает жаловаться, потому что она просто стала частью жизни моих земляков. В это смутное время дорога сплачивает народ Тере-Холя, на ней все равны и все помогают друг другу.
С конца октября летнее наземное сообщение по маршруту Кунгуртуг- хребет Сенгилен-Нарын-Эрзин-Кызыл обычно уже закрывается.
Но, к счастью, осень в этом году получилась затяжной, большой снег выпал только к концу ноября и благодаря этому перевозки людей и грузов осуществлялись на данном направлении гораздо дольше обычного – до 10 декабря. Последний «Урал» из Кунгуртуга пробивался сквозь двухметровые сугробы больше недели. Пассажиры, давно привыкшие к этому, помогали водителю расчищать дорогу. Ветер на вершине хребта дует постоянно, и, когда идет снег, за день едва можно прокопаться через один перевал. Через два часа расчищенный с таким трудом проход снова полностью задувается снегом.
Вообще надо отметить, что этот маршрут не только трудный, но и чрезвычайно опасный, причем как зимой, так и летом. К сожалению, редкий год не обходится здесь без аварий. Не был исключением и этот – весной погибли женщина и ребенок. В ноябре же только благодаря счастливой случайности «Урал» с полной будкой пассажиров едва не скатился с крутого склона. Его удержал скальный выступ, невидимый под сугробом. Пассажирам, в числе которых были дети и пожилые люди, пришлось в спешном порядке выпрыгивать из будки. Накренившийся тяжелый грузовик было не так просто вытянуть на ровное место, чуть что – он мог свалиться набок и покатиться со склона. Помогла находчивость и взаимовыручка наших водителей.
Пользуясь случаем, хочу со страниц газеты выразить от имени всех своих земляков огромную благодарность всем нашим водителям, тем, в чьих руках находится жизнь всего нашего кожууна. Что касается зимнего наземного сообщения, то оно устанавливается по маршруту Кунгуртуг-м.Оюм-Сизим-Сарыг-Сеп-Кызыл, вдоль по руслу рек Каргы, Каптагай, Шивей, с неоднократным переездом других рек и ручейков. Опорой здесь служит не асфальт, и даже не грунт, а слой льда, крепость и надежность которого можно оценить только проезжая по нему.
Именно поэтому тере-хольцы никогда не загадывают о том, сколько времени займет дорога. Если повезет, то можно быть на месте через 18-20 часов, в противном случае путешествие продлится от нескольких суток до нескольких недель. Бывали и своеобразные «рекорды», когда из Кунгуртуга в Кызыл наши люди добирались два месяца и два дня. Терпение и упорство в сочетании с оптимизмом и трудолюбием – вот что позволяет тере-хольцам преодолевать все преграды.
Свежий пример тому – «открытие» зимнего маршрута 2008-2009 годов. В отличие от других «открытий» и «презентаций» здесь не режут ленточек и не произносят речей. Здесь главное – разрушить хрупкий покров рек, состоящий из тонкого льда и толстого слоя снега. Пять «Уралов» в течении десяти суток крушили ледяной покров таежных рек, неизменно натыкаясь на валуны, ломая редуктора, мосты и всю «подвеску», вытаскивая поочередно друг друга и ремонтируясь после каждого перехода. В итоге два из них остались на середине пути с серьезными поломками, остальные на одиннадцатые сутки пробились в Кызыл. Зато теперь реки покрылись прочным и надежным льдом.
С 29 декабря продолжился завоз жизненно необходимых товаров для населения, в том числе фруктов и овощей к новогодним праздникам. До недавнего времени основным видом транспорта для кунгуртугцев был авиатранспорт. В хорошие времена самолеты летали по нескольку раз в день, перевозя и пассажиров, и грузы. Сейчас стали летать гораздо реже. «Туваавиа» без поддержки федеральных властей или вливаний частных инвесторов вряд ли сможет справиться со своими долгами.
Республиканские власти по мере возможностей помогают – субсидируют убытки авиаперевозок по льготным тарифам для местного населения. Но это лишь капля в море долгов авиакомпании, поэтому с сентября по декабрь рейсы не выполнялись ввиду нехватки субсидий.
Откликаясь на наши просьбы, Правительство Республики Тыва изыскало возможность выделить дополнительные субсидии на обеспечение авиаперевозок в течение декабря 2008 года и заключило договор с авиакомпанией «Аэрогео». Пятью авиарейсами в течение месяца удалось перевезти около 120 человек, обеспечить доставку пенсий, пособий, части заработной платы, почтовой корреспонденции.
Но этого явно недостаточно, очень многие так и не смогли уехать домой до Нового года, большинство из них вынуждены находиться в Кызыле более месяца, а то и еще больше, дожидаясь самолета. С открытием зимнего маршрута некоторые из них уже уехали на машинах, но остаются еще дети, пожилые люди, люди с ослабленным здоровьем, т.е. те, кому тяжело выдержать длительную поездку в переполненной, как правило, будке «Урала». Нередки случаи, когда пассажиры вынуждены ехать стоя, а ведь время в пути занимает как минимум 1,5-2 сутки.
Поскольку в Кунгуртуге нет ни налоговой инспекции, ни казначейства, ни отделений банков, руководителям и бухгалтерам учреждений, заемщикам банков, всем налогоплательщикам Тере-Холя приходится ездить в Кызыл гораздо чаще, чем по таким же делам из других кожуунов. Ввиду этого весь бюджетный процесс кожууна становится зависимым от состояния транспортного сообщения. В периоды межсезонья, т.е. с марта по май и с ноября по январь всем, кто участвует в администрировании доходов, предпочтительнее находиться в Кызыле, чтобы не тормозить текущее финансирование бюджетных учреждений. Райфинуправление по роду деятельности ежедневно взаимодействует с казначейством, поэтому его работники вынуждены практически весь год находиться в Кызыле. В итоге получается так, что часть администрации находится в Кызыле, другая в кожууне, а порой и почти вся администрация тут. Чтобы наладить согласованную работу, нам приходится снимать помещения под офис.
Большим подспорьем в нашей работе, да и в жизни всего населения стала мобильная связь от компании «Билайн», появившаяся в Кунгуртуге с мая 2008 года. Теперь мы можем наладить мобильный Интернет и отправлять некоторые отчеты по электронной почте. Это позволит несколько сократить служебные командировки. Можно и дальше описывать те трудности, которые испытывают и органы местного самоуправления, и население в связи с труднодоступностью кожууна. Их огромное количество. Это и вопросы оформления и регистрации имущества, земельных участков, вопросы кредитования и своевременного его гашения, отвода лесных участков, прохождения комиссии ВТЭК, просто лечение и многие другие. Любой мелкий вопрос, если только он связан с поездкой в Кызыл, становится большой проблемой для большинства нашего населения.
Поэтому нам прежде всего нужна дорога, по которой можно ездить в любое время года, каждый день. Сейчас мы готовим предложение в Правительство Республики Тыва по такой дороге.
Ранее финансировавшийся проект дороги через Нарын и Качык не годится, так как на ее обслуживание в зимнее время придется привлекать столько же техники и людей, сколько сейчас задействовано на нашей федеральной трассе М-54.
Об открытии филиалов казначейства и банка пока приходится только мечтать – без надежного транспортного сообщения они не будут нормально функционировать. А пока надо жить и работать в заданных природой и временем условиях. В наступившем 2009 году в наших планах продолжение реконструкции линий электропередач в Кунгуртуге.
В прошлом году установлена более мощная дизельная электростанция, проведена еще одна ветка ЛЭП, теперь необходимо ставить повышающие и понижающие трансформаторы. С момента запуска по сегодняшний день простаивает деревообрабатывающий цех, так как там изначально были установлены отслужившие свой срок пилорамы. Надо приобрести хотя бы одну новую и создавать свое, муниципальное, деревообрабатывающее предприятие.
На сегодняшний день в кожууне нет ни одной строительной организации, из-за этого муниципальные и государственные заказы по строительству исполняют подрядчики из Кызыла. Хотя они и нанимают местных строителей, их трудовые отношения официально не регистрируются, в кожуунный бюджет налогов не поступает.
Создание собственной подрядной организации позволит всем его работникам получать полный социальный пакет, и бюджет будет помаленьку пополняться. На этот год есть заказ на заготовку дров, на строительство жилья по программе «Социальное развитие села», с апреля можно начинать строить спортзал в с.Кунгуртуг, так как проект строительства уже заказан «МУП Амбынстрой» и будет готов к концу марта. Перед администрацией и другими учреждениями стоит задача оформления права собственности на имущество, находящееся в их владении и пользовании.
С одной стороны это гарантия сохранности имущества, с другой стороны, часть ликвидного имущества можно использовать как залоговый фонд. Имея такой фонд можно оказывать поддержку муниципальным предприятиям, предпринимателям при получении кредитов.
В целом мне представляется наиболее разумным такой подход в оказании поддержки хозяйствующих субъектов кожууна: бюджетными средствами через тендерные торги и аукционы поддерживать муниципальные унитарные предприятия, а частным предпринимателям помогать получать коммерческие кредиты под гарантии муниципальной собственности. Работы много, планов много. Тере-хольцы очень упорные и трудолюбивые люди. Если они сплотятся как один кулак, то могут горы свернуть. Я уверен, что так и будет.
|
|