|
Сегодня в Чадане начинает свою работу республиканская научно-практическая конференция, посвященная 115-летию основателя тувинской государственности, последнего правителя феодальной Тувы Буян-Бадыргы Монгуша. Организатором конференции выступает Тувинский институт гуманитарных исследований при поддержке Правительства республики. Конференция приурочена также к проведению Девятого фестиваля живой музыки "Устуу-Хурээ". В этом году исполняется 100 лет со дня возведения храма "Устуу-Хурээ" в предместье Чадана, восстановлению которого и посвящен популярный фестиваль.
Гостям и участникам конференции и фестиваля будет также представлена опера "Буян-Бадыргы" композитора Сергея Бадыраа, поставленная студентами Кызылского училища искусств по одноименному роману Монгуша Кенин-Лопсана.
Буян-Бадыргы степной аристократ не по крови, он приемный сын Хайдыпа Угер-Даа (Угер-Даа чин правителя Даа-кожууна, занимавшего треть территории Тувы). Хайдып умер в 1907 году, предположительно от отравления после визита в Ус к русскому наместнику для решения вопроса о поселенцах занимающих отгонные пастбищные земли тувинцев, о чем те подавали жалобы Хайдыпу Угер-Даа. По свидетельствам очевидцев (собраны в двухтомном романе-эссе М.Б.Кенин-Лопсана «Буян-Бадыргы», Кызыл, 2000 г.), «когда он вернулся из Уса, его белые зубы были черными от непонятного недуга». Никогда не употреблявший спиртное правитель Тувы пригубил в знак уважения поданную ему на прощание жидкость. «Русские не обносят одной чашей всех, пьют из разной посуды, поэтому, что ему подали – осталось непонятным. Лама из Хондерегя Дарын Шулуу, обследовав больного, сообщил, что тот получил отравляющее вещество. Отпевание Хайдыпа Угер-Даа произведено в строящемся им буддийском храме Устуу-Хурээ», - сказано у Кенин-Лопсана.
Родных детей у Хайдыпа Угер-Даа не было, приемный сын Буян-Бадыргы был усыновлен в младенчестве, согласно традиции, из многодетной бедной семьи (табунщика). Сын арата вырос в царских условиях.
Воспитан был так, как подобало наследнику правителя: знал языки приграничных народов, свободно писал и общался на монгольском, китайском, тибетском, русском, в учителях у него были буддийские монахи из Тибета.
Буян-Бадыргы разделил судьбу отца полностью. Умер насильственной смертью, не имея своих детей. Из троих усыновленных им и выросших в скитаниях как «дети врагов народа» сегодня в Туве проживают прямые потомки.
Его расстреляли накануне 40-летия. Место заключения предположительно в Кызыле, в подвале здания, где сейчас музей репрессий и памятник Несломленному арату.
Буян-Бадыргы один из немногих репрессированных тувинцев, до сих пор не реабилитированный из-за отсутствия документов об аресте и расстреле.
Напомним, что 25 июля в Чадане открылся Девятый фестиваль живой музыки "Устуу-Хурээ". В нем принимают участие десятки известных исполнителей и коллективов из Тувы и регионов России. Поздравления в связи с открытием музыкального форума в адрес фестиваля направили музыканты группы "Арьопа" (Германия) и Саинхо Намчылак (Австрия-Тува), в эти дни гастролирующая в Китае.
|
|