|
Завтра в Кызыле пройдут похороны человека, которого все звали Немо. Александр Сат не был знаменитостью. Намного известнее Сат младший – Анатолий или «Гоша», рано ушедший из жизни музыкант, чье творческое наследие Саша трепетно оберегал, как любящий брат, выпустив не один диск и проведя пару лет назад творческий концерт его памяти. От самого Немо остались, наверное, километры пленки и видеозаписей. Он профессионально снимал все события, имеющие отношение к музыке, вел долгий, нескончаемый дневник в Живом журнале о Туве, о национальном искусстве, о каких-то персонах, материал - ценный не слогом, не стилистикой, а бесценной простотой и описательной дотошностью.
В моем телефоне остался номер, по которому уже не позвонить и не сказать: «Ты где??? Выручай, нужен срочно оператор с камерой!». И не услышать вдруг его ночной звонок неведомо откуда: «Отправь мне ссылку из закона про права журналистов, быстрее!».
Те, кому приходилось с ним встречаться, пусть даже недолго, отзывались о нем как об очень светлом человеке.
"Я очень счастлива, что мне довелось встретиться с Сашей Сатом, или Немо, как его зовут здесь, - пишет Анна Като, преподаватель колледжа при Калифорнийском университете. - Я всегда чувствовала, что он очень точно меня понимал, несмотря на мой скромный багаж тувинского и русского языков. Он организовал нашу с Деннисом поездку на Чедер и к аржаанам. Нас сопровождали его семья, друг Доржу, соседи, их дочь. Мы наполняли бутылки водой из источников и благодарили землю за этот дар. Мы ехали долгие км, наслаждаясь степью, голубым небом, долинами и счастьем такой дружной компании, в которой можно оказывается не знать языка друг друга, но прекрасно понимать и испытыать те же чувства и эмоции. Саша был очень наблюдательным. И очень мудрым. Он всегда знал, что нужно делать в той или иной ситуации. Он был разным: молчать, острить, заразительно смеяться. Он обожал свою семью, друзей, искусство, предметы старины, музыку, жизнь. В его присутствии можно было быть самим собой. Таким он был человеком"
Немо умер после операции на сердце. Вживленный аппарат смог помочь ему продержаться только два месяца. Его уход - это, помимо всего и потери фестиваля «Устуу-Хурээ». Они невосполнимы: нет последнего советского панк-рокера кызылчанина Ивана Возовикова, нет нашего друга красноярского музыканта Сергея Бозина, приезжавшего в течение семи лет в Туву со своим акустическим коллективом; нет незаменимого для всех: фолк-, поп-, и рок-составов Мергена Чаян-Хоо, нет мульти-инструменталиста Александра Чавынчака. Счет потерь, как оказалось, еще не закрыт.
Снимавший их всех, знавший и уважавший музыкантов, как никто, неприметный Саша Сат, «Немо», со своей миниатюрной и безотказной камерой тоже неожиданно ушел, оставив нас в недоуменных переспросах.
Достойного перерождения, Саш…
Прощание состоится 23 мая в 12 00 в Кызыле, ул. Лопсанчапа 31.
|
|